Может ли трансплантация фекальной микробиоты спасти вам жизнь? Это новая ветвь исследований, на которую обращают внимание все большее число онкологов по всему миру. Ученые пытаются найти новые методы использования кишечной микрофлоры – множества разнообразных микроорганизмов, живущих в вашем кишечнике, – для лечения смертельных заболеваний.
В феврале ученые из Королевского колледжа в Лондоне опубликовали масштабное исследование, которое показало, что пациенты с меланомой гораздо лучше отвечали на иммунотерапию, если в их кишечной микрофлоре присутствовали определенные полезные бактерии.
Это оказалось чрезвычайно важным открытием, потому что онкологи долгое время искали способы повысить эффективность лечения меланомы – агрессивного вида рака, который может привести к смерти, если он распространится на другие органы. Хотя различные виды иммунотерапии – такие как ингибиторы контрольных точек иммунного ответа – могут остановить развитие меланомы, они помогают лишь 50% пациентов.
Кишечник долгое время считался всего лишь частью пищеварительной системы, но в последние годы ученые начали осознавать, что он играет важнейшую роль в поддержании и укреплении нашей иммунной системы. В нашем кишечнике живет около 100 тысяч миллиардов бактерий, вирусов и грибков, которые мы получаем в самом начале жизни. Состав кишечной микрофлоры постепенно меняется на протяжении всей нашей жизни, и он зависит от нашего рациона питания, а также от таких факторов, как прием антибиотиков, качество сна и уровень стресса.
Хотя ученые до сих пор изучают характер взаимодействий между всеми этими микробами, уже доказано, что определенные виды бактерий, такие как Bifidobacterium pseudocatenulatum и Akkermansia muciniphila, оказывают положительное влияние на состояние иммунной системы.
По словам Меган Росси (Megan Rossi), которая занимается исследованиями в области здоровья кишечника в Королевском колледже Лондона, кишечная микробиота заключает в себе огромный потенциал в смысле лечения онкологических заболеваний.
«Нам известно, что около 70% иммунной системы заключено в нашем кишечнике, – сказала она. – Живущие в кишечнике микробы играют очень важную роль в регулировании иммунной системы, и результаты множества исследований подтверждают это. Похоже, что скоро мы сможем прогнозировать, кто будет лучше реагировать на лечение тех или иных заболеваний, на основании данных о составе кишечной микрофлоры у этих людей».
Некоторые ученые уже предприняли первые шаги на пути к тому, чтобы понять, можем ли мы повысить шансы на успешное лечение, непосредственным образом изменив состав кишечной микрофлоры у пациентов с онкологическими заболеваниями. Хотя в данном случае добавки с пробиотиками вряд ли существенно помогут – Росси назвала их всего лишь «каплей в море», – некоторые ученые уже сумели достичь некоторых успехов, применяя метод трансплантации фекальной микробиоты.
В рамках этого метода берется образец кала здорового человека, и этот материал пересаживается прямо в кишечник онкологических пациентов посредством колоноскопии. Преимущество такого метода заключается в том, что он позволяет перенести всю колонию микроорганизмов и их синергетических взаимодействий за один раз.
В прошлом году эксперты в Национальном онкологическом институте в Соединенных Штатах провели пилотное исследование, в рамках которого они изучили образцы кала, взятые у пациентов с меланомой, которые хорошо реагировали на иммунотерапию, и пересадили их тем пациентам с меланомой, которые не реагировали на терапию. Шестеро их 15 пациентов, не отвечавших на терапию, после пересадки кишечной микробиоты продемонстрировали положительную динамику.
«Это сработало не на всех. Однако сейчас ученые проводят дополнительные исследования, пытаясь выяснить, почему некоторые пациенты начали отвечать на терапию, а другие – нет», – сказала Росси.
Интерес к трансплантации фекальной микробиоты настолько высок, что, по словам Росси, ее коллеги в Королевском колледже в Лондоне в настоящее время работают над выявлением «супер-доноров» – людей с наиболее оптимальным составом кишечной микрофлоры, которую можно будет в дальнейшем использовать для лечения людей, страдающих хроническими заболеваниями. «Они проверяют здоровых пациентов, в том числе на наличие ряда вирусных заболеваний, анализируют их анамнез, а также их рацион питания, то, как пациенты спят и справляются со стрессом», – рассказала России.
Она предупредила, что в мире онкологии эти исследования пока находятся в своей начальной фазе – такой метод сейчас гораздо активнее применяется для лечения других заболеваний, таких как синдром раздраженного кишечника, – и необходимо провести огромную работу. Однако Росси отмечает, что в будущем для повышения эффективности лечения рака вместо трансплантации микробиоты можно будет применять специальные таблетки, в которых будут содержаться образцы кишечной микрофлоры супер-доноров.
В ближайшие годы мы, возможно, даже получим возможность бороться с конкретными канцерогенными бактериями, удаляя их из кишечной микрофлоры онкологических пациентов, чтобы предотвращать прогрессирование рака. Исследования по секвенированию позволили выделить класс бактерий под названием Fusobacterium, которые присутствуют в большом количестве в тканях пораженного раком кишечника, и продемонстрировали, что эти бактерии способствуют росту опухолей и развитию резистентности к химиотерапии.
«Это еще одна область исследований, – сказала Росси. – Ученые исследуют способы применения фаготерапии – когда вирусы подавляют бактерии определенного вида, – чтобы избавлять пациентов от бактерий, которые способствуют развитию рака».
Но в ближайшем будущем, по словам Росси, скорее всего, мы увидим, как онкологических пациентов начнут разделять на группы на основании состава их кишечной микрофлоры. «Некоторым пациентам, возможно, будут предлагать определенные лекарства, потому что в их кишечнике присутствуют определенные бактерии», – объяснила она.
Кишечная микробиота также может оказаться ценным источником информации для выявления рака на самом раннем этапе его развития. Ученые смогут находить определенные сигнатуры тех или иных микроорганизмов и их метаболитов – химических веществ, выделяемых этими бактериями, – чтобы выявлять различные вида рака.
На прошлой неделе ученые из Испанского национального центра исследований онкологических заболеваний опубликовали результаты исследования, в ходе которого им удалось определить соотношение бактерий, грибков и вирусов, связанное с раком поджелудочной железы. Это особенно важное открытие, потому что рак поджелудочной железы часто не диагностируется на ранних этапах, когда он лучше поддается лечению, поскольку у пациентов нет никаких симптомов.
«У исследований сигнатур микробиоты огромный потенциал, потому что, если говорить о раке, чем раньше вы его обнаружите, тем успешнее будет его лечение», – сказал Стивен Робинсон (Stephen Robinson), специалист по онкологическим заболеваниям в Университете Восточной Англии.
В настоящее время Робинсон работает вместе с экспертами из центра Quadram Institute и Университетской больницы Норфолка и Норвича, чтобы выяснить, можно ли определить сигнатуру кишечной микробиоты для пациентов с раком молочной железы.
Однако он предупреждает, что потребуется минимум десять лет, прежде чем ученые смогут с уверенностью сказать, что они точно определили состав кишечной флоры, свидетельствующий о начале рака. «Для этого требуются долгосрочные исследования, – объяснил он. – Необходимо собрать большую группу женщин, которых затем нужно будет наблюдать в течение нескольких лет, чтобы выяснить, существует ли сигнатура, связанная с развитием рака молочных желез».
У этого проекта есть менее долгосрочная задача, что в свою очередь может помочь в лечении тех, кто страдает раком груди уже сейчас. Робинсон особенно заинтересован в наблюдении за воздействием различных видов терапии рака на микробиоты пациентов, и он хочет выяснить, есть ли способы улучшить эффективность терапии.
«Мы хотим начать наблюдать этих женщин с самого начала, еще до того, как они приступят к терапии, а потом проверить, может ли пересадка конкретных компонентов микробиоты принести им пользу, заставить их лучше отвечать на химиотерапию или радиотерапию, – объяснил он. – Я считаю, что в этой области наше исследование может быстрее привести к видимым результатам».
Поскольку сейчас появляется все больше свидетельств, что здоровье нашего кишечника оказывает существенное влияние на нашу устойчивость перед различными заболеваниями, что мы можем сделать, чтобы улучшить состояние нашей кишечной микрофлоры?
По словам Росси, ответ прост. Сделайте так, чтобы ваш сон был полноценным, а на вашем столе было как можно больше растительных продуктов.
«Крайне важно спать от семи до девяти часов в сутки. И очень важно есть как можно больше разнообразных овощей, что поможет вам питать определенные виды микроорганизмов в вашем кишечнике, – объяснила она. – Мне кажется, многие жители Великобритании редко соблюдают эти простые правила. Мы зачастую едим одно и то же. Но существует шесть больших категорий растительных продуктов – цельнозерновые, орехи, фрукты, овощи, семена и специи».
«У людей, которые едят продукты из всех шести категорий, более здоровый кишечник по сравнению с теми, кто постоянно ест одни и те же продукты. В следующий раз, когда вы будете есть салат, добавьте туда бобовые, зерна и семена, чтобы увеличить разнообразие флоры вашего кишечника».
Does the cure for cancer lie in the gut?
David Cox, The Telegraph
Перевод: ИноСМИ
Портал «Вечная молодость» vechnayamolodost.ru