Болезнь Паркинсона — тяжелое нейродегенеративное заболевание. Она развивается медленно, обычно в старшем возрасте, приводя к нарушениям способности двигаться и сохранять равновесие, мучительному тремору, снижению когнитивных функций и в итоге — к смерти. По данным ВОЗ, паркинсонизм опережает все прочие неврологические расстройства по темпам роста инвалидности и смертности.
Болезнь связывают с постепенной гибелью нейронов, которые вырабатывают нейромедиатор дофамин. Остановить этот процесс пока невозможно, лечение остается симптоматическим. Даже заранее предсказать ее развитие не удается. Надежду на такую диагностику дают… сны, которые видят люди в молодом и даже детском возрасте. Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале eClinical Medicine.
Еще в 2022 году невролог из Бирмингемского университета Абидеми Отайку (Abidemi Otaiku) заметил, что многие больные паркинсонизмом страдали от аномально частых ночных кошмаров за годы до постановки диагноза. Поэтому ученый решил выяснить, насколько рано можно отметить такие проявления у будущих пациентов.
Для этого он воспользовался данными британского обследования 1958 NCDS, во время которого отслеживали жизнь, здоровье и состояние нескольких тысяч малышей, родившихся в Англии, Шотландии и Уэльсе между 3 и 9 марта 1958 года. В 1965 и 1969 годах, когда дети достигли возраста семи и 11 лет, их матери, в частности, отвечали на вопрос о частоте ночных кошмаров. Это позволило Абидеми Отайку распределить почти 7000 малышей на три группы: тех, кому не снились страшные сны, тех, к кому они приходили время от времени, и, наконец, тех, кто страдал от них регулярно.
Далее ученый обратился к данным обследования этих людей, проведенного в 2008 году, когда им было уже по 50 лет. Корреляция оказалась весьма заметной: у тех, кто в детстве сообщал о частых кошмарах, риск развития когнитивных нарушений был выше на 76 процентов, болезни Паркинсона — на 640 процентов. Стоит добавить, что эта группа была не слишком многочисленна. К постоянно страдающим от страшных снов удалось отнести лишь четыре процента (268 человек) из всей выборки, и только у шести процентов из них (17 человек) впоследствии диагностировали паркинсонизм.
Какова природа связи между сновидениями и нейродегенеративными процессами, неясно. Абидеми Отайку отмечает, что частота ночных кошмаров во многом определяется генетически. Возможно, одни и те же, но пока неизвестные наследственные факторы определяют одновременно регулярные страшные сны, развитие паркинсонизма и других подобных болезней.
Сергей Васильев, Naked Science
Портал «Вечная молодость» vechnayamolodost.ru