Результаты работы опубликованы в журнале Nature (Dominissini et al., The dynamic
Речь идет о мРНК с аденозином, метилированным по атому азота в первом положении (
Нумерация атомов в молекуле аденина (Pepemonbu / Wikimedia Commons)
Ученые из Чикаго,
Оказалось, что, хотя m1А встречается в разы меньше, чем m6А, он присутствует в тысячах транскриптов. Причем в большинстве молекул мРНК он встречается только в участках, богатых гуанином и цитозином и связанных с термодинамической стабильностью вторичной структуры макромолекулы. Дальнейший анализ показал, что доля содержащей m1А мРНК коррелирует с уровнем экспрессии генов. Кроме того, такая мРНК отличается большим числом участков, инициирующих альтернативную трансляцию. В итоге метилированная мРНК производит в 1,7 раза больше белка, чем неметилированная.
Эксперименты на культурах клеток показали, что в различных стрессовых условиях уровень m1А может меняться. То есть этот нуклеотид является динамической модификацией, играющей роль в ответе на стресс и клеточные сигнальные процессы.
Полученные данные позволяют предположить, что m1А может являться как следствием повреждения мРНК алкилирующими агентами, так и полезным эпигенетическим маркером в зависимости от его расположения в молекуле, отмечают стэнфордские химики Анна Кетрис (Anna Kietrys) и Эрик Кул (Eric Kool), не принимавшие участия в исследовании.
Эпигенетическая регуляция фенотипа не затрагивает нуклеотидные последовательности генов, влияя лишь на их экспрессию. Она может происходить путем метилирования нуклеиновых кислот, модификации
Олег Лищук, N+1
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru