Перевести на Переведено сервисом «Яндекс.Перевод»

НЕ ТОЛЬКО ОТ ДЕПРЕССИИ

В арсенале иммунотерапии рака могут вскоре появиться низкомолекулярные «помощники», повышающие ее эффективность.

Антидепрессанты – в помощь иммунотерапии рака

Иммунотерапия рака направлена на активацию собственной противоопухолевой защиты организма, однако эффективность этого относительно нового метода лечения пока невелика. Недавно на примере лабораторных мышей было показано, что ее можно повысить с помощью уже известных антидепрессантов.

Статья Wang et al.  Targeting monoamine oxidase A for T cell–based cancer immunotherapy опубликована в журнале Science Immunology.

Борьба с раковыми клетками – одна из прямых задач иммунной системы. И когда в конце прошлого века начались разработки методов иммунотерапии рака, на них возлагались большие надежды, которые, к сожалению, оправдались далеко не полностью.

В чем проблема? Опухолевые клетки умеют «тормозить» работу иммунных клеток (Т-лимфоцитов), связываясь с особыми молекулами на их поверхности – PD-1 рецепторами. Таким способом они избегают атак Т-лимфоцитов.

Однако если эти рецепторы заблокировать, то иммунные клетки уничтожат злокачественные. Именно это и делают иммунотерапевтические препараты, представляющие собой моноклональные антитела против PD-1 рецепторов. У некоторых больных такое лечение действительно вызывает ремиссию на долгие годы, однако многим оно практически не помогает.

В поисках решения этой проблемы американские ученые детально изучили работу генов у Т-лимфоцитов у мышей, больных меланомой, и неожиданно обнаружили у них необычно высокую активность гена МАО-А.

Ген этот довольно известен, однако не в связи с онкологическими болезнями. МАО-А еще называют «геном воина», так как низкий уровень его активности у некоторых мужчин сопровождается агрессивным поведением. А вот высокий уровень связывают с развитием депрессий. МАО-А кодирует фермент, который содержится в нервных окончаниях и расщепляет нейромедиаторы и гормоны, включая серотонин, связанный с настроением и уровнем тревоги. Поэтому еще в середине прошлого века для лечения неврологических расстройств были созданы ИМАО – низкомолекулярные ингибиторы этого фермента. Правда, сегодня они используются нечасто, так как имеют много побочных эффектов.

Применив ИМАО у мутантных мышей со сниженной активностью «гена воина», исследователи выяснили, что раковые ткани у них растут медленнее, а Т-лимфоциты производят больше молекул, токсичных для опухоли. У обычных мышей с имплантированными клетками меланомы или рака толстой кишки ИМАО также замедляли рост опухолей. Причем комбинация этих ингибиторов с иммунотерапевтическим препаратом против PD-1 работала лучше, чем каждый из них по отдельности.

Поиск в базах данных показал, что у раковых больных с высокой активностью гена МАО-А в опухоли было меньше Т-лимфоцитов, и летальный исход наступал у них раньше. По мнению ученых, все дело в том, что Т-лимфоциты вырабатывают собственный серотонин, помогающий им активно бороться с опухолью, а ген МАО-А способствует расщеплению этого гормона, так что его активация играет «на руку» злокачественным клеткам.

Таким образом, в арсенале иммунотерапии рака могут вскоре появиться низкомолекулярные «помощники», повышающие ее эффективность. К тому же добавление ИМАО к схемам лечения онкологических болезней будет одновременно способствовать нормализации психологического состояния таких больных.

«Наука из первых рук»

Портал «Вечная молодость» vechnayamolodost.ru

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы добавить комментарий к интересующей вас научной проблеме!
Комментарии (0)