Перевести на Переведено сервисом «Яндекс.Перевод»

МЫ ИДЕМ ИСКАТЬ

Лекарство от старости принесет создателям гигантскую прибыль, но скептики считают, что найдут его очень нескоро.

Стартап из Кремниевой долины Altos Labs ищет способы продлить молодость

В октябре 2020 года группа ученых собралась в особняке Юрия Мильнера в Лос-Альтос-Хилс, над Пало-Альто, чтобы принять участие в двухдневной научной конференции. Остальные подключились по видеосвязи. На мероприятии обсуждали, как использовать биотехнологии, чтобы сделать людей моложе.

Как рассказывают источники, близкие к ситуации, именно так появился новый амбициозный стартап Altos Labs.

В начале 2021 года компания была зарегистрирована в США и Великобритании. Планируется создать несколько подразделений в Соединенных Штатах (область залива Сан-Франциско и Сан-Диего), Великобритании (Кембридж) и Японии. Altos Labs уже набирает большой штат университетских ученых, привлекая их щедрой зарплатой и обещаниями, что они смогут беспрепятственно проводить исследования о старении клеток и обращении этого процесса вспять.

Несколько людей узнали от представителей стартапа, что среди его инвесторов есть Джефф Безос, самый богатый человек в мире, который недавно побывал в космосе. Юрий Мильнер и его жена Юлия подтвердили через представителя, что вкладывали средства в Altos Labs через фонд.

Altos Labs можно сравнить с Calico Labs, компанией, которая занимается продлением жизни. О ее создании в 2013 году сообщил сооснователь Google Ларри Пейдж. Как и Altos Labs, Calico также привлекла ведущих научных деятелей и выделила им щедрые бюджеты, хотя неясно, добилась ли она значительного прогресса. Calico также открыла лабораторию, которая занимается репрограммированием. В этом году она опубликовала первый препринт на эту тему.

Среди ученых, которые, как говорят, присоединятся к Altos Labs, есть Хуан Карлос Исписуа Бельмонте, испанский биолог из Института Солка в Ла-Хойе, Калифорния, который получил известность благодаря исследованиям, посвященным смешиванию эмбрионов человека и обезьяны, и прогнозировал, что продолжительность жизни человека может быть увеличена на 50 лет. Институт Солка отказался дать комментарии.

Также в проекте примет участие Стив Хорват, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и разработчик «биологических часов», которые могут точно измерять старение человека. Синъя Яманака, получивший Нобелевскую премию за открытие технологии репрограммирования, станет неоплачиваемым старшим научным сотрудником и возглавит научно-консультативный совет компании.

Его открытие заключается в том, что с помощью всего четырех белков, теперь известных как «факторы Яманаки», клеткам можно дать указание вернуться в примитивное состояние со свойствами эмбриональных стволовых клеток. К 2016 году лаборатория Исписуа Бельмонте применила эти факторы к живым мышам, добившись признаков изменения возраста. Из-за этого ученый называет репрограммирование потенциальным «эликсиром жизни».

Результаты таких экспериментов на мышах, хотя и многообещающие, были также пугающими. В зависимости от масштабов репрограммирования у некоторых мышей развились уродливые эмбриональные опухоли, называемые тератомами, хотя у других были признаки омоложения тканей.

«Несмотря на то, что предстоит преодолеть множество препятствий, существует огромный потенциал», — написал Яманака в email, подтвердив, что сотрудничает с Altos Labs.

Кризис среднего возраста?

Говорят, что молодые люди мечтают стать богатыми, а богатые — стать молодыми. С этим парадоксом вполне могли столкнуться такие люди, как Мильнер (ему 59 лет) и Безос (57 лет). Сейчас Forbes оценивает Безоса как самого богатого человека в мире с чистым капиталом около $200 млрд. Состояние Мильнера оценивается в $4,8 млрд.

Bezos Expeditions, инвесткомпания основателя Amazon, не ответила на email с просьбой прокомментировать информацию.

Люди, знакомые с историей создания Altos Labs, говорят, что изначально интерес Мильнера к репрограммированию был филантропическим. После встречи у него дома НКО Milky Way Research Foundation, спонсируемая Мильнером, предоставила нескольким исследователям долголетия гранты сроком на три года, $1 млн в год каждый.

Заявки рассматривал консультативный совет, в который вошли Яманака и Дженнифер Дудна, которые разделили премию в 2015 году, а затем Нобелевскую премию в 2020 году за совместное открытие редактирования генома CRISPR.

Однако примерно в 2021 году было решено ускорить ход исследований и учредить хорошо финансируемую компанию, которая теперь называется Altos Labs. Проект возглавил Ричард Клаузнер, экс-руководитель Национального института рака США, а ныне предприниматель. Ранее он помогал создавать такие проекты, как Juno Therapeutics и сервис тестирования на рак Grail, и известен крупными инвестициями в новые биотехнологии.

Согласно регистрационной заявке Altos Labs, Клаузнер стал CEO новой компании. Он не отвечал на попытки связаться с ним по электронной почте и телефону. 

Сейчас технологиями репрограммирования занимаются несколько стартапов: Life Biosciences, Turn Biotechnologies, AgeX Therapeutics и британская Shift Bioscience. Однако никто еще не проводил клинические испытания методов на людях.

«Инвесторы собирают сотни миллионов долларов, чтобы вкладывать в репрограммирование для омоложения частей или всего человеческого тела», — говорит Дэвид Синклер, исследователь из Гарварда, который в декабре прошлого года сообщил, что смог восстановить зрение мышей с помощью этой технологии.

Синклер описывает эту область как «зарождающуюся», но считает, что она имеет уникальные перспективы.

«Что еще можно сделать, чтобы изменить возраст тела? — спрашивает он. — В моей лаборатории мы отмечаем основные органы и ткани, например кожу, мышцы и мозг, чтобы увидеть, какие из них мы можем омолодить». Синклер говорит, что он не является сотрудником Altos Labs, но он выступал на собрании 2020 года и подал заявку на получение награды от Milky Way Research Foundation.

Научный бизнес

Altos Labs еще не сделала официального объявления, но в этом году она была зарегистрирована в штате Делавэр. Уилл Горналл, профессор бизнес-школы в Университете Британской Колумбии, который ознакомился с раскрытой в июне информацией о ценных бумагах, указывает на то, что компания привлекла не менее $270 млн. Кроме Безоса и Мильнера, у компании могут быть и иные инвесторы из обеспеченных представителей технологической сферы и венчурных капиталистов.

Среди других сотрудников Altos Labs — Питер Уолтер, чья лаборатория в Калифорнийском университете в Сан-Франциско занимается разработкой молекулы, благотворно влияющей на память. Также к команде присоединился Вольф Рейк, специалист по репрограммированию, который недавно ушел с поста директора Института Бабрахама в Великобританиии. Уолтер и Рейк отказались от комментариев.

По крайней мере, на начальном этапе Altos Labs будет финансировать исследователей, не ожидая немедленных результатов или доходов.

Altos Labs привлекает университетских профессоров, предлагая зарплату как у звезд спорта от $1 млн в год плюс долю в капитале, а также отсутствие хлопот с подачей заявок на гранты. Один исследователь, подтвердивший, что принял предложение Altos, Мануэль Серрано из Института исследований в области биомедицины в Барселоне, Испания, сказал, что компания заплатит ему в 5-10 раз больше, чем он зарабатывает сейчас.

«Философия Altos Labs заключается в исследованиях, основанных на любопытстве. Это то, что я умею и люблю делать, — говорит Серрано, который планирует переехать в Кембридж для работы в Altos Labs. — В данном случае, благодаря частной компании, у нас есть свобода быть смелыми и исследовать. Таким образом, это сделает меня моложе».

Любое лекарство от такой серьезной болезни, как старение, может стоить миллиарды. Но Altos Labs не рассчитывает, что сразу будет зарабатывать.

«Цель состоит в том, чтобы понять, как происходит омоложение, — говорит Серрано. — Я бы сказал, что идея получать доход в будущем существует, но это не ближайшая цель».

В 2013 году Серрано был первым ученым, который генетически сконструировал мышей для производства «факторов Яманаки». У всех них развились опухоли, когда их клетки вернулись к эмбриональной стадии. Тем не менее, работа продемонстрировала, что внутри живого животного время можно обратить вспять. «Вы вводите факторы, и они творят волшебство. Это очень просто экспериментально, даже если это непонятно», — говорит Серрано.

Главный вопрос сейчас заключается в том, как управлять репрограммированием, чтобы увидеть, может ли оно безопасно омолаживать животных, не убивая их, и получится ли запускать его обычными лекарствами, а не с помощью генной инженерии.

«Для меня клиническое использование "факторов Яманаки" выглядит нереалистично, — говорит Серрано. — Это предполагает введение генов, некоторые из которых являются онкогенными. Трудно согласовать эту процедуру с регулирующими органами».

Некоторые считают, что госучреждения не смогут достаточно быстро обеспечить инвестиции в методы борьбы со старением. Мартин Борч Дженсен, директор по науке Gordian Biotechnology, рассказывает, что в этом году для ускорения исследований он будет выдавать гранты на сумму в $20 млн от спонсоров. Программа получила название Impetus — с англ. «Импульс».

«Мы делаем на это большую ставку, — говорит Дженсен. — Мы рассуждаем: "Давайте посмотрим, сработает ли репрограммирование. Посмотрим, смогут ли молекулярные часы быть биомаркерами". Если это сработает, последствия будут впечатляющими».

Слишком рано?

Некоторые исследователи задаются вопросом, станет ли репрограммирование технологией, которая поможет извлечь выгоду из сотен миллионов коммерческих инвестиций. Алехандро Окампо, который раньше работал в лаборатории Исписуа Бельмонте в Институте Солка, а сейчас является профессором Университета Лозанны в Швейцарии, скептически относится к тому, что технология репрограммирования в ближайшее время станет лекарством.

«Я думаю, что это серьезная концепция, но вокруг нее много ажиотажа. До ее применения еще далеко, — говорит Окампо. — Это рискованно, и ее еще не скоро можно будет использовать для лечения людей».

Одна из проблем заключается в том, что репрограммирование не только заставляет клетки вести себя так, будто они моложе, но и меняет их сущность — например, превращая клетку кожи в стволовую клетку. Именно из-за этого технология пока слишком опасна, чтобы ее пока можно было опробовать на людях.

Окампо также беспокоит, что в этой области слишком много денег и слишком много компаний пытаются в ней войти. «Я думаю, что это происходит слишком быстро. Я не знаю, нужны ли нам иметь пять-восемь компаний, которые занимаются репрограммированием — это выглядит слишком быстро, — говорит он. — Сколько уже было работ по перепрограммированию in vivo? Примерно столько же, сколько и компаний».

С другой стороны, этот метод обладает неоспоримым, воспроизводимым эффектом в лабораторных экспериментах при применении к отдельным клеткам.

«Можно взять клетку у 80-летнего человека и в пробирке изменить возраст на 40 лет. Нет никакой другой технологии, которая могла бы это сделать», — говорит Окампо.

Репрограммирование считается ключевым процессом, который происходит естественно, когда оплодотворенная яйцеклетка превращается в эмбрион и девять месяцев спустя становится ребенком. Каким-то образом ДНК родителей очищается, обновляется и перезапускается. Окампо считает, что репрограммирование можно назвать «экспериментом, который воспроизводился больше всего», ведь за миллиард лет родились триллионы детенышей животных.

Кроме этого, Altos Labs будет использовать связанную технологию для измерения относительного возраста клетки или человека. Метод биологических часов, впервые разработанный Хорватом, предусматривает измерение «эпигенетических» меток на генах. Они «включают» и «выключают» гены, но по мере старения человека их структура становится неорганизованной.

Такой биомаркер старения помог бы быстро измерять эффективность препаратов для продления жизни или омоложения.

Молодые и богатые

Считается, что Безос давно интересуется исследованиями долголетия. Ранее он инвестировал в антивозрастной проект Unity Biotechnology. Хотя издание Technology Review не смогло уточнить размер доли Безоса в Altos Labs, наверняка миллиардер задумывается о том, что становится старше.

В своем последнем послании к акционерам Amazon Безос привел цитату из книги биолога Ричарда Докинза: «Предотвращение смерти – это цель, над достижением которой требуется работать... Живые существа, не проявляющие активности по предотвращению этого выравнивания, в конечном счёте сливаются со своей средой, и прекращают существование как автономные сущности.  Именно это происходит, когда они умирают».

Безос имел в виду, что нации, компании и отдельные люди должны бороться за то, чтобы оставаться самобытными, оригинальными и уникальными. Один из способов сделать это — повернуть время вспять, вернув себе молодость.

Елена Лиханова, RB.RU

Портал «Вечная молодость» vechnayamolodost.ru

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы добавить комментарий к интересующей вас научной проблеме!
Комментарии (0)