Коррекция слуха – профилактика болезни Альцгеймера и старческого слабоумия?
Старческое слабоумие сегодня поражает десятки миллионов человек. Основная причина возрастной деменции – болезнь Альцгеймера – пока неизлечима, хотя ученые работают над изучением механизмов, а также способами коррекции и профилактики этой патологии. В этом смысле свою роль может сыграть далеко не очевидная связь между снижением умственных способностей и глухотой, обнаруженная у немолодых людей.
Недавно ученые из США и Великобритании предложили несколько гипотез относительно того, каким образом потеря слуха может способствовать развитию болезни Альцгеймера – хронической нейродегенеративной патологии, при которой в тканях головного мозга идет накопление неправильно свернутых молекул бета-амилоида и тау-белка.
Статья Griffiths et al. How can hearing loss cause dementia? опубликована в журнале Neuron.
Первая из этих гипотез отводит главную роль «общему» патологическому процессу (например, в кровеносных сосудах), который одновременно охватывает органы и нервные структуры слухового пути и корковые структуры головного мозга. Однако этот механизм сами исследователи считают маловероятным.
Во-вторых, потеря слуха может влиять на функции определенных зон мозга напрямую – путем прекращения их стимуляции звуковыми импульсами. В пользу такого предположения говорит тот факт, что у людей, активно использующих свой слух (например, музыкантов или настройщиков пианино), изменяются мозговые структуры, играющие ключевую роль в формировании памяти и анализе слуховой информации. С другой стороны, люди с ослабленным слухом хуже воспринимают речь, а это снижает качество социальных взаимодействий, что считается фактором риска развития деменции.
Здесь есть один нюанс: обычно качество слуха оценивают по минимальному уровню громкости, при котором человек может слышать звуки на разных частотах. Но в случае угрозы деменции более значима способность слышать звуки на фоне шума, так как при этом требуется задействовать множество когнитивных процессов, связанных с фокусировкой внимания, распознаванием слов и т.п.
В основе третьей гипотезы лежит идея, что люди с нарушением слуха тратят слишком много умственных ресурсов просто на то, чтобы что-то услышать. И для решения других когнитивных задач их просто не хватает. Мы сталкиваемся с подобным явлением в обычной жизни: все знают, как трудно сосредоточиться на чем-то постороннем, слушая чью-то речь, особенно в шуме.
Четвертая гипотеза фокусирует свое внимание на медиальной височной доли мозга, которая не относится к слуховой системе, но участвует в обработке звуковой информации. Как известно, при типичном течении болезни Альцгеймера в ткани именно этой структуры рано накапливаются патологические тау-белки. Вполне вероятно, что причиной может служить снижение активности этого отдела мозга из-за потери слуха. Исследователи даже предлагают конкретный молекулярный механизм, связанный с клеточным рецептором NMDA, опосредующий взаимное усиление глухоты и белковой патологии, свойственной болезни Альцгеймера.
Кстати сказать, сами ученые считают, что все выдвинутые гипотезы вовсе не исключают друг друга. А понять, какой из этих механизмов или их сочетаний реально работает, можно будет при их проверке на соответствующих животных моделях патологий.
Нам же важен практический вывод: предотвратить когнитивные нарушения может вовремя проведенная коррекция слуха – с помощью слухового аппарата или установки кохлеарного имплантата. Это позволит восстановить объем социальных взаимодействий и/или нормальную активность мозговых структур, что в любом случае положительно скажется на умственном здоровье.
«Наука из первых рук»
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru