Природа приговорила человека к неизбежной смерти с момента рождения; естественным орудием казни является процесс старения. Согласно современным научным представлениям существует две основные причины старения: накопление случайных (стохастических) ошибок в геноме или реализация специальной генетической программы в организме.
Первое предположение доминирует с самого начала геронтологии до наших дней. Действительно, эксперименты дают убедительные доказательства того, что механизмы репликации ДНК иногда работают с ошибками, митохондрии генерируют активные формы кислорода, различные физические и химические воздействия вызывают мутации в ядерной и митохондриальной ДНК, и эти и многие другие факторы накапливаются со временем.
Всё это не оставляет никаких сомнений относительно причины старения и предлагает четкие меры по борьбе с ним. Практически все эксперименты, направленные на увеличение максимальной долговечности животных, сводятся к предотвращению или восстановлению от ущерба, нанесенного вредным воздействием всех вышеперечисленных факторов.
Испытано множество различных подходов, но максимальная продолжительность жизни остается неизменной. Это однозначно свидетельствует о том, что концепция накопления стохастических физиологических повреждений неверна и поэтому верна альтернативная концепция генетически запрограммированного старения.
В поддержку этого вывода в последнее десятилетие были получены убедительные экспериментальные данные того, что процесс напрямую контролируется генетически: дисфункция одного гена может увеличить максимальную продолжительность жизни животных (в несколько раз для некоторых беспозвоночных). На сегодняшний день выявлено около 80 таких генов. Однако такой способ продления жизни оказался непригодным для человека из-за опасных побочных эффектов. В настоящее время существуют лишь необоснованные предположения о существовании программы генетического старения, но этому до сих пор не было рационального объяснения.
Принципиально новый механизм программируемого старения представлен в статье Александра Трубицына The mechanism of programmed aging: The way to creation a real remedy for senescence, опубликованной в журнале Current Aging Science.
Новый механизм оказался намного сложнее, чем механизм накопления стохастических физиологических повреждений. Стохастические процессы, наблюдаемые исследователями, служат механизмом выполнения программы старения, а не ее первопричиной, с которой необходимо бороться.
Из этого механизма запрограммированного старения и некоторых других данных следует, что существуют особые биоэнергетические часы старения. Именно эти часы задают максимальное видовое долголетие. Эти часы позволяют интерпретировать все обнаруженные явления, касающиеся старения и долголетия: природу эффекта продления жизни при ограничении калорийности и многочисленные имитирующие ее воздействия. Это дает нам возможность понять, почему некоторые виды летучих мышей и птиц живут в 10 раз дольше родственных видов такого же размера, а голый землекоп (Heterocephalus glaber) имеет впечатляюще бОльшую продолжительность жизни по сравнению с домашней мышью.
Самое главное, что эти часы открывают принципиально новый способ поиска средств контроля процесса старения. Фундаментальные исследования в области молекулярной биологии и смежных областях уже открыли основные детали этих часов, хотя даже авторы этих исследований в большинстве своем не осознают роли своих открытий в механизме программируемого старения. Собранные вместе данные дают представление о молекулярной структуре и функционировании часов биоэнергетики старения. Это позволяет наметить практические исследования по управлению ходом этих часов, а значит, и долгожительство. Очевидны три возможных подхода к изменению хода этих часов. Создание актуального средства от старения в ближайшем будущем выглядит как реальная возможность.
Елена Панасюк, портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам Eurekalert: The mechanism of programmed aging: The way to creation a real remedy for senescence.