Население нашей Земли неуклонно стареет, потому что продолжительность жизни увеличивается, а рождаемость уменьшается. Это довольно серьезная проблема мирового масштаба, поскольку следствием демографического старения населения является возрастание экономической нагрузки на каждого работающего жителя Земли. Согласно прогнозам ООН, к 2050 году 22% населения земли будет пенсионерами. В развитых странах на каждого работающего гражданина будет приходиться по пенсионеру.
По оценкам ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше насчитывало в 2000 году 600 миллионов человек, что почти втрое превышало численность этой возрастной группы в 1950 году (205 миллионов человек). В 2009 году она превысила 737 миллионов человек, а к 2050 году составит более двух миллиардов человек, еще раз утроившись за период времени в 50 лет.
Традиционные демографические прогнозы классифицируют «старость» как возрастную границу в 65 лет. Но по мере увеличения ожидаемой продолжительности жизни люди гораздо дольше остаются здоровыми, активными и продуктивными. В последнее десятилетие ученые из Международного института прикладного системного анализа опубликовали большое количество исследований, в которых показано, что сама граница «старости» должна постепенно отодвигаться к более старшему возрасту по мере изменения ожидаемой продолжительности жизни. Поэтому необходимо вводить новые критерии старения, которые основаны на характеристиках популяции в каждой конкретной стране.
В исследовании Международного института прикладного системного анализа, МИПСА (The International Institute for Applied Systems Analysis, Австрия, г. Лаксенбург), опубликованного в научном журнале PLOS ONE, эти новые критерии сочетаются с вероятностными прогнозами населения ООН для создания новой возрастной структуры для четырех стран: Китая, Германии, Ирана и США.
«Наши демографические методы относительно новы, и вместе они дают нам совершенно другую и более точную картину того, как может выглядеть будущее старения», – говорит Уоррен Сандерсон (Warren Sanderson), исследователь из Университета IIASA и Stony Brook University (в пресс-релизе New measures of aging may show 70 is the new 60 – ВМ).
Один из критериев, используемых в исследовании, касается соотношения ожидаемой продолжительности жизни к фактической, помогает по-новому скорректировать определение старости. Для Китая, Германии и США исследование показало, что старение населения достигнет максимума к 2040 году, и начнет снижаться задолго до конца века. Иран, который имел чрезвычайно быстрое снижение коэффициента рождаемости в последние 20 лет, имеет неустойчивое распределение по возрасту, и результаты для него были крайне неопределенными. «Мы выбрали эти четыре страны для анализа, потому что у них очень разные структуры населения и прогнозы, и поэтому они позволяют нам тестировать эту методологию по целому ряду возможных сценариев», – рассказали авторы нового исследования.
В демографии сегодня разработано Положение об оптимальной структуре населения, обеспечивающей стабильное воспроизводство и достаточный удельный вес трудоспособного населения:
- молодое нетрудоспособное население – не менее 20%;
- взрослое трудоспособное – 65%;
- пожилое нетрудоспособное – не более 15%.
Демографическая нагрузка трудоспособного населения считается оптимальной, если доля трудоспособного населения приблизительно в два раза больше доли нетрудоспособного (то есть на каждые 1000 человек трудоспособного населения должно приходиться приблизительно 500 нетрудоспособных детей и стариков).
Сегодня в развитых странах, в т.ч. в России, удельный вес пожилого населения составляет как раз приблизительно 15%. Самая «старая» страна – Швеция (17,5%). В развивающихся странах доля пожилого населения значительно ниже.
Картина меняется при использовании новых критериев подхода к старости, разработанных учеными из МИПСА. Если граница старости будет отодвинута еще по крайней мере на десять лет, то демографическая картина для многих стран мира будет выглядеть совершенно иначе, нежели это было принято до сих пор. Население развитых стран, в которых население в состоянии дольше поддерживать свою трудоспособность, при таком подходе резко «помолодеет». Экономически этот новый подход будет выражаться в том, что молодому трудоспособному населению будет необходимо «содержать» гораздо меньшее количество стариков, поскольку те будут способны позаботиться о себе самостоятельно. Таким образом, при отодвигании границы старости в развитых странах значительно «омолодит» всю планету, так как в развивающихся странах доля пожилых людей и так относительно невысока.
При новых методах демографических подсчетов получается интересный парадокс: из-за повышения качества и продолжительности жизни население развитых стран становится все старше, в развивающихся странах низкая продолжительность жизни компенсируется высоким уровнем рождаемости, значит население планеты в общем «молодеет». Таким образом, доля пожилого нетрудоспособного населения в развитых странах должна сократиться с сегодняшних 15% до значительно меньших величин.
Россия находится ближе к развитым странами. Удельный вес всего нетрудоспособного населения в России за последние годы составляет приблизительно 40%. В этих условиях демографическая нагрузка на трудоспособных находится на экономическом пределе. При относительно невысоком уровне производительности труда в нашей стране это соотношение обеспечивает низкий уровень доходов на душу населения. Причём в перспективе это соотношение будет ухудшаться, будут сказываться последствия демографической ямы 90-х годов. Такая ситуация как бы подталкивает органы власти нашей страны к блуждающей буквально в воздухе идее расширения критериев трудоспособного населения по примеру развитых стран. Первым шагом для этого расширения будет увеличение пенсионного возраста в стране, которое является неизбежным решением, причем в самом ближайшем будущем. Проблема только в том, что в нашей стране распространена возрастная дискриминация, и человеку предпенсионного (даже в современном смысле) возраста найти работу довольно сложно. Проблемы начинаются гораздо раньше: после сорока-сорока пяти. Каким образом повышение пенсионного возраста и увеличение периода, когда найти работу уже почти невозможно, может решить какие-то экономические проблемы, понять сложно.
Юлия Бондарь, Медновости