© РИА Новости / Денис Абрамов
Об этом рассказал специалист по молекулярной биологии, ранее ученый Оксфордского университета, в настоящее время исследователь одной из крупных международных фармацевтических компании Григорий Рыжаков.
"В ближайшем будущем эта сфера будет связана в первую очередь с лечением онкологических и нейродегенеративных заболеваний. Люди определяют последовательность ДНК у клеток рака, смотрят, как они изменяются, и выбирают подход лечения к конкретному виду опухоли. Сейчас это будущее, сейчас это развивается. И дальше, конечно, будут развиваться технологии лечения болезней с помощью генотерапии и с помощью вирусов, например, доставка вирусов для лечения нейродегенеративных заболеваний (болезнь Альцгеймера, болезнь Хантингтона), и я вижу в этом будущее", - сказал исследователь.
По его словам, в настоящее время ученые активно работают над созданием генно-модифицированных клеток для использования именно в медицине.
"Сейчас многие экспериментальные раковые лечения основаны на том, что у пациентов берут клетки, эти клетки заражаются определенными рекомбинантными ретровирусами, содержащими трансген, который помогает убить опухоль. Затем эти измененные клетки инъецируются обратно пациенту - эта технология называется CAR T-cells", - рассказал собеседник агентства.
Но, уточнил он, это не единственная доступная сегодня технология.
"Другие технологии основаны на доставке вирусов, чтобы лечить наследственные заболевания, такие как гемофилия или спинно-мышечная атрофия. Первые такие лекарства уже вышли на рынок, и они не безумно дорогие. Стоимость одного такого вмешательства - миллион долларов и выше. Цена обусловлена необходимостью привлечения большого количества людей и мощностей для производства такого лекарства", - сказал ученый.
Проблемы и вызовы
По словам Рыжакова, главным сдерживающим фактором по-прежнему является высокая стоимость исследований, но прогресс, как отметил ученый, не остановить."Существует проблема цены. Чем больше ты выполняешь такой работы, тем большие объемы информации нужно перерабатывать. Но все технологии дешевеют и появятся способы обрабатывать большие количества информации. Вызовы есть и чисто теоретические: как мы будем строить модели сложных систем. Если раньше были простые модели с одной-двумя молекулами в растворе, то сейчас речь идет о сложной клетке со многими тысячами компонентов, и у нас просто нет таких моделей, с которыми мы могли бы обрабатывать информацию, у нас чисто обозревательная наука - мы смотрим, как эти параметры меняются, но мы не совсем понимаем, как это предсказать. В этом и состоит еще один вызов - как предсказывать поведение систем, особенно в болезнях", - рассказал собеседник агентства.
По словам исследователя, современная генетика движется в сторону исследования того, как малейшие изменения в геноме - даже не в кодируемых частях, а в участках, которые к гену не имеют отношения, - влияют на болезни.
"Строго говоря, как устроен геном, мы понимаем, но мы пока не знаем, каким образом этот геном приводит к разным функциям, к разным последствиям, даже в плане метаболизма - почему у одних людей он лучше, почему одни люди более выносливы, другие менее, почему у людей по-разному проявляются заболевания. Генетика будет все больше и больше сращиваться с молекулярной медициной, и в этой области будет иметь значение чисто технологический прогресс", - сказал он.
По его словам, раньше приходилось брать целую ткань и определять совокупность ДНК из многих клеток одной ткани, нужно было очень много материала.
"А сейчас исследователи могут изолировать отдельные клетки и определять последовательность ДНК в одной клетке... это новая технология. Сейчас можно тысячи, тысячи новых клеток секвенировать. В этом плане новые технологии расширили понимание многих вещей. К примеру, раньше думали, что изменения в одном гене приводят к одной болезни, то сейчас пришло понимание различий сотен генов, и видение того, что у многих болезней сложная картина", - добавил ученый.
ГМО-человек - почти реальность
Отвечая на вопрос о том, могут ли современные генетики создать генно-модифицированного сверхчеловека, Рыжаков сказал, что на данный момент эта проблема является скорее не научной, а этической."Генно-модифицированный человек не имеет каких-то отличий от животных. Это возможно, для нас же не проблема постоянно создавать генно-модифицированных мышей или крыс. С человеком не генетическая проблема, это проблема этическая. Здесь будущее будет зависеть от решения людей: можно ли изменять какие-то свойства человека, придавать ему те или иные качества сверхчеловека, либо же это является неэтичным", - рассказал исследователь.
По его словам, международное сообщество не одобряет таких экспериментов и едва ли поддержит их в будущем.
"Собственно говоря, это евгеника. А евгеника связана с нацизмом, поэтому большинство стран не согласны (пойти на это) и не хотят этим заниматься, так как это может привести к сегрегации людей и разделению на сверхчеловека и обычного человека... Есть слухи о том, что это уже было сделано в Китае. Но до ученых доходит мало реальных деталей: что на самом деле сделано, в какой стадии это произведено. И я так понимаю, что ученый, который произвел это изменение, исчез", - сказал собеседник агентства.
В 2018 году китайский учёный Хэ Цзянькуй шокировал мировую общественность заявлением о рождении младенцев, ДНК которых была модифицирована так, что их организм сможет противостоять заражению ВИЧ. После заявления он подвергся серьезной критике как со стороны коллег-ученых, так и со стороны властей. Суд в Китае в декабре прошлого года приговорил Хэ Цзянькуя к трем годам тюрьмы и штрафу.
ria.ru