Трансплантация матки и ЭКО помогают при «безнадежных» случаях бесплодия
Ученые из Швеции опубликовали результаты клинического исследования эффективности и безопасности ЭКО после трансплантации матки. Эта операция показана в случаях, когда матка удалена, например, из-за онкозаболевания, отсутствует от рождения или имеет патологию развития, которая делает невозможной имплантацию эмбриона. Попытки выполнить трансплантацию матки предпринимались с 1930-х годов, но первые роды произошли в 2014 году в Швеции, в больнице Гетеборгского университета. Пациентке с синдромом Рокитанского (врожденное отсутствие матки) было 35 лет, донором органа стала дважды рожавшая женщина в возрасте 61 года — друг семьи. Беременность наступила в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), проведенного через год, когда стало ясно, что трансплантат стабилен.
Технологию в Гетеборгском университете разрабатывали с начала 2000 годов в экспериментах на животных, в 2010 году впервые получили потомство от крысы с донорской маткой. В 2012 года впервые осуществили две трансплантации матки от матерей дочерям, затем выполнили еще несколько таких операций. С тех пор исследовательская группа из университета передала методологию еще нескольким научным центрам за пределами Швеции. К концу 2021 года количество трансплантаций матки в мире достигло 90, из них 20 были проведены в Швеции. Во всем мире после трансплантации матки родилось около 50 детей.
В новой работе команда из Швеции оценила репродуктивные и долгосрочные последствия трансплантации матки, а также возможности более широкого применения этой процедуры.
Всем участницам исследования пересаживали матки от здоровых, и, что важно — живых доноров (в основном это были матери женщин). Из девяти трансплантаций семь продемонстрировали долгосрочную выживаемость, что сделало возможными попытки ЭКО. Двухдневные или пятидневные эмбрионы переносили в соответствии с естественным менструальным циклом реципиентов. Затем внимательно наблюдали за процессами развития плода и состоянием детей и их мам. Беременность проходила на фоне иммуносупрессивных препаратов.
В одном случае успеха добиться не удалось, беременность наступала, но заканчивалась невынашиванием. Остальные шесть женщин родили девять младенцев: одна из них — двойню, и еще у двух было по две успешные беременности. Для двухдневных эмбрионов общая частота наступления клинической беременности составила 12,5% от всех процедур переноса, частота живорождений – 8,6%. Для пятидневных эмбрионов — соответственно 81,8% и 45,4%. Примерно такие же показатели достигаются при обычной процедуре ЭКО без трансплантации матки. Развитие плода и кровоток были нормальными во всех беременностях.
Роды путем кесарева сечения происходили от 31-й до 38-й недели. У трех женщин была преэклампсия, а у четырех новорожденных развился респираторный дистресс-синдром. Тем не менее все дети были здоровы и нормально росли в течение двух лет. За ними планируют наблюдать до совершеннолетия. Долгосрочные показатели здоровья как доноров, так и реципиентов были благоприятными.
После родов трансплантированную матку у женщин удаляли, у тех, кто родил двух детей — во время последнего кесарева сечения Гистеректомию также выполнили седьмой пациентке, которая не выносила ни одного ребенка, через шесть лет после трансплантации, по ее собственной просьбе.
Большинство исследовательских групп из разных стран, которые выполняют трансплантации матки, вносят данные о донорах, реципиентах, трансплантатах, родах, осложнениях и другую информацию в международный регистр, созданный исследователями из Гетеборга. Ожидается, что этот регистр под эгидой Международного общества трансплантации матки (ISUTx) станет ценным исследовательским инструментом и сделает эту процедуру еще более безопасной и эффективной.
Статья Brännström et al.
Reproductive, obstetric, and long-term health outcome after uterus transplantation: results of the first clinical trial опубликована в журнале Fertility and Sterility.
Дарья Листратова, PCR.news
Портал «Вечная молодость» vechnayamolodost.ru