© РИА Новости / Варвара Гертье
Перейти в фотобанк
Результаты их опытов будут опубликованы в журнале Surgical Neurology International в четверг, сообщает источник РИА Новости.
"Шесть лет наши коллеги из европейских и американских ассоциаций нейрохирургов упорно придерживались мнения, что поврежденный спинной мозг нельзя вылечить никакими хирургическими методами. Мы публикуем три статьи, посвященные опытам на собаках и обезьянах, которые опровергают это ошибочное представление", — заявил Жень Сяотин (Ren Xiaoting), нейрохирург из университета Харбина (Китай).
В конце февраля 2015 года итальянский хирург Серджио Канаверо объявил о запуске амбициозного проекта HEAVEN/AHBR, в рамках которого он запланировал пересадить голову добровольца на донорское тело, соединив спинной мозг с головным мозгом при помощи особой процедуры, которую он называет "протокол GEMINI".
На призыв Канаверо откликнулся российский программист Валерий Спиридонов, прикованный к инвалидной коляске из-за дистрофии мускулов. Россиянин страдает синдромом Верднига-Гоффмана — тяжелым генетическим заболеванием, которое постепенно лишает человека возможности двигаться.
Мнения нейрохирургов относительно возможной операции разделились: некоторые не исключают такой возможности в принципе, но не уверены в успехе операции, другие считают пересадку головы авантюрой, которая неминуемо окончится неудачей.
Несмотря на скепсис научного сообщества, Канаверо и его единомышленник из Китая уже продемонстрировали мышей и обезьян с пересаженными головами в конце 2016 года. Два года назад Канаверо заявил об успешной пересадке головы одного трупа на тело другого усопшего человека в рамках сложнейшей операции, которая проходила 18 часов в одном из госпиталей КНР.
Во всех этих случаях ученые использовали специальный сверхтонкий нанонож из углерода, органическое вещество полиэтиленгликоль, помогающее нервным волокнам "склеиться" друг с другом, а также особую методику стимуляции спинного мозга в месте разреза, необходимую для появления связи между нейронами.
Опыты Канаверо и Сяопина вызвали большой общественный резонанс, результатом которого стало то, как заявляет сам китайский ученый, что ЮНЕСКО принял фактический запрет на проведение подобных операций и экспериментов. Это не остановило создателей "протокола GEMINI", и они решили переориентировать их детище на решение не менее важной, но менее противоречивой проблемы – ликвидацию последствий переломов и травм позвоночника.
Работу этой методики сращивания нервной ткани Сяопин и его коллеги проверили на дюжине биглей и одной макаке-резус. Они предварительно полностью разрезали спинной мозг животных и затем попытались восстановить его, обработав раствором полиэтиленгликоля и других химикатов, необходимых для образования новых связей между нервными клетками.
Эти опыты показали, что подобная методика очень эффективно действовала на собак – первые позитивные сдвиги в работе их конечностей появились уже на третий день после операции. В последующие шесть месяцев их состояние заметно улучшилось без какого-либо вмешательства исследователей, причем в двух случаях бигли начали двигаться почти так же хорошо, как и до операции.
Две собаки, как отметил хирург, продолжают жить в его лаборатории и по сей день. Внешне их нельзя отличить от полностью здоровых животных, никогда не переживавших травму позвоночника.
Что интересно, наблюдения за поведением клеток в самом спинном мозге показали, что позитивное действие полиэтиленгликоля было связано не с тем, что он препятствовал формированию "шрама" в месте повреждения, как раньше считали ученые, а способствовал росту новых нервных окончаний.
Аналогичных успехов китайские исследователи добились в экспериментах на макаках. Это, как считает Сяопин, говорит в пользу того, что их подход вполне работоспособен и превосходит другие экспериментальные методики борьбы с параличом. По его словам, он готов начать клинические испытания на добровольцах в любой стране мира, готовой провести подобные опыты, в том числе и в России.
© Фото : Ren Xiaoping
Обезьяна, пережившая полный разрыв позвоночника
ria.ru