Группа исследователей из калифорнийской биотехнологической компании Genentech позаимствовала концепцию лечения онкологических заболеваний, согласно которой антитело (белок, сконструированный таким образом, чтобы прикрепляться к определенным клеткам) связывается с противораковым лекарственным препаратом. Такой конъюгат «антитело-лекарство» лежит в основе, например, препарата Кадсила, который прикрепляется к клеткам рака молочной железы до того, как они запустят свой разрушительный механизм.
Иммунолог компании Genentech Санджив Мариатхасан (Sanjeev Mariathasan) с группой коллег адаптировал эту стратегию, связав антитела против бактерии Staphylococcus aureus с производным антибиотика рифампицина, которое применяется для лечения туберкулеза, и испытал ее в клетках мышей.
Ученые инфицировали мышей метициллин-резистентным стафилококком, затем принялись лечить грызунов экспериментальным конъюгатом, а в качестве контроля применяли антибиотик ванкомицин, который часто используют против лекарственно-устойчивых бактерий. Экспериментальный препарат оказался почти в тысячу раз эффективнее против метициллин-устойчивого стафилококка по сравнению с ванкомицином, о чем исследователи сообщили в статье, опубликованной в журнале Nature (Lehar et al., Novel antibody-antibiotic conjugate eliminates intracellular S. aureus — ВМ). По словам Мариатхасана, такое лечение можно сравнить с действием бомбардировщика-невидимки, стелса. Сначала антибиотический компонент прикрепляется к свободно плавающей в межклеточном пространстве бактерии, а затем бактерия проникает внутрь клетки, неся с собой лечение против себя самой. Как только она оказывается в клетке, определенные ферменты разрушают связь между антителом и антибиотиком, активируя последний именно там, где он нужен для ликвидации инфекции.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
Газета «Поиск» № 46–2015