Одной из тем последних дней стал объявленный информационным агентством Bloomberg суверенный дефолт России по инвалютным обязательствам. По данным агентства, иностранные инвесторы не получили платежи в размере около $100 млн по двум выпускам суверенных российских еврооблигаций, причем время, в течение которого платежи должны были дойти до своих адресатов, вышло 26 июня 2022 года.
Стоит заметить, что США ввели запретительные ограничения в отношении заемщика (Минфина РФ), а Евросоюз наложил санкции в отношении платежного агента по выплатам — Национального расчетного депозитария (НРД). В условиях практически парализованной международной инфраструктуры платежей (так, направленные НРД депонентам купоны по двум выпускам просто «застряли» в расчетно-клиринговых организациях ЕС) Минфин РФ к его чести делает сейчас всё возможное для доведения платежей до держателей евробондов, но его силы не безграничны.В соответствии с условиями выпусков объявить дефолт может группа держателей бумаг, которым не поступил платеж и которые в сумме контролируют более 25% от находящихся в обращении облигаций. Даже если по этим двум майским бумагам такая группа и не соберется, то рано или поздно это вполне может произойти, учитывая, что у Минфина 10 долларовых выпусков еврооблигаций и 4 номинированных в евро, причем по долларовым бумагам купоны платятся каждые полгода.
Факт просроченного платежа чреват возникновением кросс-дефолта, то есть ситуации, при которой все кредиторы могут одновременно потребовать полного погашения своих облигаций, независимо от срока их погашения. Инвесторы имеют право добиваться возмещения убытков через суд, причем судебные разбирательства неминуемы из-за того, что дефолт явно носит технический характер – заемщик-то ведь может и готов платить.
Отметим, что российский Минфин уже обозначил свою «линию защиты» в этих потенциальных тяжбах: РФ ни в одном из своих выпусков по еврооблигациям не отказывалась от суверенного иммунитета (иными словами, с государства как заемщика нельзя просто так взять и взыскать деньги, даже если оно наотрез откажется платить).
Во всей этой «дефолтной саге» у стороннего наблюдателя может возникнуть вопрос – а зачем вообще всё это нужно коллективному Западу, ведь тем самым наказываются и «свои» инвесторы?
Согласно официальным данным, нерезиденты контролируют примерно половину российских евробондов. Настоящие ли это нерезиденты или просто российские инвесторы, действующие через западные депозитарии – вопрос открытый, но все же какая-то часть из 38-миллиарного российского суверенного инвалютного долга, наверное, приходится и на западные фонды, которые оперируют в том числе и пенсионными деньгами.
Зачем же им, «своим», создавать проблемы с получением средств, исправно перечисляемых уже на протяжении не одного десятка лет Минфином РФ, вводя санкции и на эмитента, и на его платежного агента?
В отношении собственных инвесторов этот вопрос, по-видимому, решается просто: а не надо было с самого начала связываться с российским риском. Следовало лучше просчитывать свои риски, инвестируя в страну, которая за последние 30 лет так и не стала частью западного мира.
Надо сказать, что эти действия прекрасно вписываются в доктрину превращения России в глобального изгоя: теперь международный инвестор сто раз подумает, прежде чем иметь дело с инструментами, связанными с Россией. Тем не менее, все же сложно предположить, что основной причиной для создания такой ситуации было стремление научить чему-то собственных инвесторов.
Может, причиной было добиться навешивания на Россию ярлыка «дефолт» и проставление галочки в собственном списке побед в текущем конфликте? Ведь дефолт вполне можно преподнести как символ результата наложенных санкций. Мы же предупреждали Россию о последствиях, и вот, пожалуйста – наши слова не расходятся с делом. На теме дефолта не без удовольствия «оттопчутся» крупнейшие мировые СМИ, что они активно и делают последние 4 месяца.
И все-таки пиар-эффект не может длиться вечно, да и вопрос заполнения информагентствами своих передовиц вряд ли так уж сильно заботит Минфин США и Евросоюз. Должно быть что-то еще, и этим «еще», не исключено, является обращение взыскания на заблокированные сейчас золотовалютные резервы России.
Казалось бы – да и пусть, ведь объем заблокированных средств ($300 млрд) почти в 8 раз превышает объем долга Минфина! Но всё не так просто. Дело в том, что возвращать России доступ к ее резервам Западу рано или поздно все равно придется: они же были заблокированы для того, чтобы лишить Россию финансовых ресурсов на проведение военной операции. Тогда как их потенциальный арест в рамках судебных дел о дефолте может тянуться годами. А значит, Банк России не восстановит доступ к своим резервам, которые, ко всему прочему, еще и чуть ли не кратно превышают все потенциально искомые суммы.
Кстати, западные фонды-держатели российских евробондов в этом сценарии в конечном итоге получат обратно все свои недополученные деньги, которые Минфин РФ и сейчас готов им платить.
Алексей Ковалев, аналитик ФГ «Финам»
Специально для Investing.com.