Сочетание стагнации экономики и роста инфляции называют стагфляцией. Миру грозит именно эта проблема. Виноваты в разгоне цен США, они продолжают печатать доллары. А еще мир может столкнуться с гиперинфляцией. Чем опасны эти явления?
© Fotolia / Alexandr Blinov
Две трети государств "группы двадцати" имеют инфляцию, превышающую целевой показатель, а "во многих развитых странах масштабы инфляционного давления беспрецедентны", заявил министр финансов России Антон Силуанов на встрече управляющих центральными банками и глав финансовых ведомств G20. На этом фоне России, по словам главы Минфина, удается сохранять нормальный баланс между бюджетной и денежно-кредитной политикой. Министр рекомендовал коллегам из стран "двадцатки" также взять под контроль рост цен. Прислушаются или нет – узнаем в ближайшем будущем.
Стагфляция – крайне опасное состояние экономики. Термин образован от слов "инфляция" и "стагнация". Что такое инфляция, знают все. Стагнацией называют экономический спад, при котором растет безработица, падают объемы промышленного производства, а еще сокращается покупательная способность населения – люди не приобретают товары длительного пользования, стараются откладывать деньги. В общем, это застой, по-простому.
Особенно заметна стагфляция в США, крупнейшей экономике мира, на 70% основанной на потреблении. Кстати, в 1970-х годах там уже такое было. Обычно, когда в стране экономика идет вниз, то вместе с ней параллельным курсом вниз идет и инфляция. Поэтому ситуация, которая сложилась сегодня в США, необычная. Потому что полвека назад была тоже стагфляция, но соотношение госдолга к ВВП США было куда более комфортное.
Сейчас же ситуация в целом тревожная. Экономика не блещет ни в Европе, ни в Китае, ни в ряде других стран: на допандемические показатели никто не вышел.
Кстати, штамм коронавируса "дельта" препятствует повторному открытию многих секторов и бьет по глобальным цепочкам поставок, портам и логистике. Нехватка ключевых ресурсов, таких как полупроводники, еще больше затрудняет производство автомобилей, электроники и других потребительских товаров длительного пользования, вызывая инфляцию. Это похоже на идеальный шторм, который в принципе не должен длиться слишком долго, пишет известный экономист Нуриэль Рубини, предсказавший кризис 2008 года.
Но проблемы куда серьезнее. И они идут от США. Там работает гигантский пакет стимулов. Суммарные фискальные стимулы, введенные в США за последний год, составляют почти 6 триллионов долларов, это треть ВВП страны. На подходе новый транш в 3-3,5 триллиона долларов, который сейчас обсуждает Конгресс. И потом Федеральная резервная система (ФРС) свернет стимулы. Но никогда не говори "никогда", как говорится. Ситуация может деградировать, а "лечить" экономику в США не умеют – просто заливают деньгами. А именно закачка долларов в систему стала катализатором разгона глобальной инфляции, отметил ранее помощник президента России Максим Орешкин. Она могла и спровоцировать энергетический кризис в этом году.
Тем временем ФРС продолжает увеличивать денежную массу, что может привести к гиперинфляции. Темпы количественного смягчения сегодня в пять раз выше, чем до пандемии. Учитывая страсть Белого дома к расходам, доллар может резко девальвироваться, это унесет нефть в район 180 долларов за баррель к концу 2022 года. Никто же весной 2021года и подумать не мог, что газ будет стоить под две тысячи долларов за тысячу кубов. Так и тут: рынок недооценивать не стоит.
Автор Кирилл Гришин
radiosputnik.ria.ru