Фото: pixabay.com
Мне каждый день поступает куча вопросов о том, какова в будущем судьба российского рынка. Не получится ли так, что в обозримом будущем страна перейдет к иной модели экономики, и нужды в рынке просто не будет?
Ну давайте по порядку. Начнем с ликвидности. Дело в том, что если на рынке отсутствует или падает ликвидность – это значит, что это уже не рынок, а так… маленькое болотце, где правит бал его величество спекулянт, и любые размещения находятся под вопросом. Итак… начнем со статистики. Она, если честно, не радует. Смотрим на биржевые обороты.
▪️ Оборот по акциям и паям на бирже во 2-м (только завершившемся) квартале 2022 г., по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., снизился на 63%!
▪️ По облигациям – практически аналогично. На 62%.
Если мы сравним обороты за 2-й квартал 2022 г. рынка акций и паёв с 4-м кварталом 2021 г., то картинка еще веселее – падение оборотов на 72%. Много. Очень много. Падение оборотов – это падение ликвидности рынка.
Падают обороты и на рынке деривативов.
▪️ По сравнению с 4-с кварталом 2021 обороты на рынке фьючерсов упали на 66%.
▪️ На рынке опционов – на 86%.
А мы знаем прекрасно: нет нормальных оборотов на рынке деривативов – нет возможности нормально захеджироваться.
С другой стороны смотрим статистику по количеству открытых счетов.
Тут картинка иная. Еще на конец 2015 г. было зарегистрировано около 1 миллиона клиентских счетов. Что происходит сегодня? Согласно статистике биржи, на конец 2021 зарегистрировано порядка 17 миллионов счетов. Рост впечатляет. Кстати, процесс не остановился и в 2022 г. На текущий момент согласно статистике биржи, количество зарегистрированных счетов – более 20 миллионов.
Что все это означает?
Да только то, что сегодня вопрос ликвидности рынка, вопрос выплат дивидендов, вопрос прозрачности правил игры и четкого исполнения всеми цепочками биржевой инфраструктуры и всеми участниками рынка своих обязанностей – это вопрос уже не только экономический, но и во многом социальный.
Казалось бы… какая мелочь… ну не заплатил Газпром (MCX:GAZP) обещанных ранее дивидендов. Подумаешь… В конце концов, имеет право. Право-то имеет. Однако последствия, на мой взгляд, гораздо более серьезны, чем многим кажется. Газпром – это лидер рынка. То, что произошло с Газпромом – это некий невербальный сигнал участникам рынка. И сигнал более чем конкретный. Главное на рынке – это доверие.
Нет его — в принципе, нет и рынка.
Скажете – а зачем нам рынок этот в новых условиях?
Так рынок — это не только спекулянты.
Это… (о Боже, какая неожиданность), еще и долгосрочные инвесторы, откладывающие средства на пенсию или важные для семей крупные траты – образование детей, первый взнос за квартиру и т д. И самое главное…
Рынок – это еще и первичные размещения.
Где компаниям России брать деньги на развитие и элементарное воспроизводство? Где долги свои рефинансировать?
Вот мы все радуемся – ура, ура. Ставки снижены. Можно снова компаниям занимать по нормальным ставкам.
Ну а ежели ставки снизятся еще… вот вообще заживем мы долго и счастливо. Черта с два! А что с ликвидностью делать будем? Как предприятия рефинансировать свои долги будут, если даже при человеческих ставках нормальной ликвидности не останется?
А дальше чего? Цепочки банкротств? Просто потому, что даже теоретически имея возможности рефинансироваться, вполне приличные предприятия начнут загибаться, не имея возможности привлечь деньги на бирже.
Цепочки банкротств — это что? Да это сотни тысяч и миллионы людей на улице! И чего потом… будем выделять сотни миллиардов и триллионы рублей на пособия по безработице? Очень элегантно. Победили спекулянта на бирже. И теперь будем платить за это…
Может, все же дешевле было бы просто заплатить дивиденды? Или забываем старое правило – «скупой (я бы добавил – недальновидный) платит дважды»?
Так что задача быстрой реанимации финансовых рынков – это задача не только экономическая, но и сегодня, учитывая огромное число открытых биржевых счетов, во многом политическая и социальная.
Забывать об этом – не слишком разумно. Это я очень тщательно слова подбираю. Ну очень.
Возвращаясь к тому вопросу, что задал в начале разговора. Будущее российского рынка сегодня — оно в руках у государства. И тут варианта два.
Или забить на этот рынок. И получить деградацию экономики. Получить невозможность привлечения компаниями ресурсов без залога. А где сегодня бизнес новые залоги возьмет? Родит что ли?!
Или… ?Евгений Коган
ru.investing.com