Перевести на Переведено сервисом «Яндекс.Перевод»

Экономические индикаторы за март — первые признаки надвигающегося спада

Росстат опубликовал экономические индикаторы за март – первый полный месяц с начала специальной военной операции на Украине. По оценке Минэкономразвития, в марте рост российской экономики замедлился до 1,6% г/г по сравнению с 4,3% в феврале, а в целом в 1Q рост составил 3,7%.


В промышленности рост на 3% г/г был обеспечен сильными результатами в добывающих секторах (эффект низкой базы добычи нефти), но в обрабатывающей промышленности уже обозначился спад, прежде всего, из-за автопрома. Рост оборота розничной торговли в реальном выражении замедлился, хотя население накапливало запасы продовольствия, бытовой техники и стройматериалов. В 1Q21 реальные располагаемые доходы населения ушли в минус, но на рынке труда ситуация еще не успела отразиться.

Во 2Q начнут исчерпываться импортировавшиеся товарные запасы, которые, по-видимому, будут пополняться только после перестройки разорванных логистических и финансовых цепочек. Санкционные ограничения, затрагивающие и импорт, и экспорт, пока только нарастают. Спад экономики начнет ощущаться более явно. По итогам года мы ожидаем спад ВВП на 8,5%. Минэкономразвития ожидает в базовом сценарии спад на 8,8%, в консервативном на 12,4%. На фоне развивающегося спада экономики правительство наращивает меры бюджетной поддержки бизнеса и населения, а ЦБ дает сигнал готовности к снижению ключевой ставки.

Промпроизводство

Рост промпроизводства в марте замедлился до 3,0% г/г (значительно лучше консенсус-прогноза Интерфакса – (-)0,8%). В феврале рост составил 6,3% г/г, а в целом за 1Q 5,9%. С исключением сезонного и календарного фактора объем производства снизился на 1% по отношению к февралю.

Позитивный результат был обеспечен за счет добывающих секторов (+7,8% г/г), где еще сказывался эффект низкой базы прошлого года (ограничения ОПЕК+ по добыче нефти), в то время как обрабатывающая промышленность ушла в минус (-0,3% г/г).

В добывающей промышленности добыча нефти с учетом газового конденсата в марте 2022 года выросла на 7,0% г/г и на 10,2% по отношению к февралю. Однако, по оценке Интерфакса, среднесуточная добыча нефти сократилась в марте на 0,4% по отношению к февралю и была на 330 тыс барр/с ниже лимита, разрешенного по сделке ОПЕК+. Добыча газа увеличилась на 0,2% г/г, СПГ – на 25,3% г/г, нерудных полезных ископаемых на 11,4% г/г. Предоставление сервисных услуг в добывающем секторе увеличилось на 15,7% г/г. Сократилась добыча угля (-)4,7% г/г и металлических руд (-)1,0%.

На фоне развивающейся санкционной истории можно ожидать ее негативного влияния на добычу нефти и угля. ЕС отказалась от закупок российского угля с августа и обсуждает поэтапные ограничения поставок нефти; от импорта российских энергоресурсов отказались США, Великобритания, Канада, Австралия. В начале апреля вице-премьер Александр Новак прогнозировал, что добыча нефти в России по итогам апреля может снизиться на 4-5% к марту из-за изменения логистики и возможных проблем со страхованием и использованием судов.

По оценке международного энергетического агентства (МЭА), с 1 апреля добыча в России уже снизилась на 700 000 б/с относительно марта (т.е. около 7%, с учетом добычи в марте около 10 млн барр/с), падение в течение месяца усилится до 1,5 млн б/с, а в мае на фоне дальнейшего отказа покупателей от российской нефти спад может достигнуть 3 млн б/с. (т.е. 30% от мартовского уровня). Reuters со ссылкой на документ Минэкономразвития, прогнозирует снижение добычи нефти в России по итогам 2022 г. на 17%. Накануне министр финансов А. Силуанов допустил возможность такого снижения в случае отказа ЕС от импорта российских энергоресурсов, однако отметил, что пока снижение объемов продаж балансируется ростом их цен.

В то же время пока, по данным WSJ, поставки российской нефти танкерами в ЕС в апреле увеличились на 0,3 тыс барр/с (до 1,6 млн барр/с); по данным Bloomberg, в целом морские поставки российской нефти с начала месяца по 22 апреля составили в среднем 3,2 млн барр/с против 2,88 млн барр/с в 2021 г.

В обрабатывающей промышленности спад на 0,3% был обеспечен резким сокращением объемов выпуска в автопроме (-)45,5% г/г, производстве прочих транспортных средств (в т.ч. авиатехника, судостроение) на 14,1%, табачной продукции на 16,3%, электрооборудования на 11%. Это следствие санкций (запрет экспорта в Россию ряда видов высокотехнологичной продукции, используемой в машиностроении), ухода западных компаний из России, а также нарушений в поставках комплектующих и проблем с внешнеторговыми расчетами. В то же время промышленность активно пополняла запасы на фоне ажиотажного потребительского спроса - производство лекарств и материалов, применяемых в медицинских целях, увеличилось на 46,8% г/г, круп на 35,9%, консервов на 32,1%, муки на 11,2%.

Скорее всего, по мере сокращения запасов импортируемого сырья и комплектующих, по итогам апреля объемы выпуска в обрабатывающей промышленности резко уйдут вниз.

Розничные продажи

Рост розничных продаж резко замедлился в марте – до 2,2% г/г по сравнению с 5,7% в феврале. Это выглядит достаточно неожиданно с учетом ажиотажного спроса в конце февраля-начале марта на фоне резкой девальвации рубля и скачка инфляционных ожиданий. В продовольственной рознице рост розничных продаж в сопоставимых ценах ускорился с 3,4% г/г в феврале до 5,1% г/г, а в непродовольственной зафиксирован спад (-)0,3% г/г после скачка на 7,9% г/г в феврале.

Наиболее значительный рост продаж по сравнению с февралем отмечается в пищевых продуктах длительного хранения (соль +97,8%, растительные масла +63,9%, мука +49,8%, крупа +48,5%, сахар +41,8%). В непродовольственной рознице наибольший рост продаж в сопоставимых ценах отмечается в стройматериалах (+62,5%), холодильниках и морозильниках (+52,3%), стиральных машинах (+27,2%), ТВ (+26,5%), лекарственных средствах (+24,1%). При этом продажи автомобилей, компьютеров и мобильных телефонов в сопоставимых ценах сократились по сравнению с февралем, что могло быть следствием как исчерпания платежеспособного спроса, так и спада в потребительском кредитовании из-за резкого ужесточения финансовых условий.

Рост платных услуг замедлился с 11,8% г/г в феврале до 5,7% г/г, оборот общепита сократился на 0,1%.

По данным СберИндекс, пик роста потребительских расходов пришелся на начало марта, а к концу марта и в апреле произошло заметное замедление роста. На 24 апреля номинальный рост потребительских расходов составляет 9,4% г/г, что с учетом инфляции примерно 17,7% г/г означает их значительное сокращение в реальном выражении.

Рынок труда

Статистически, рынок труда еще не ощутил последствий ухода иностранных компаний и остановки работы производств. По данным Росстата, уровень безработицы остался на февральском минимуме 4,1%, численность не занятых трудовой деятельностью увеличилась незначительно (с 834 тыс в феврале до 838 тыс – для сравнения в марте прошлого года их числилось 2 млн), численность официально зарегистрированных безработных сократилась с 683 тыс в феврале до 665 тыс. Число заявленных работодателями вакансий сократилось с 1,83 млн до 1,77 млн, что более чем вдвое превышает численность не занятых трудовой деятельностью.

Ситуация сглаживается тем, что иностранные компании, ушедшие с российского рынка, пока сохраняют сотрудников в штате и продолжают платить им зарплаты. Как заявил секретарь генсовета ЕР А. Турчак, "до начала специальной военной операции в иностранных компаниях из недружественных нам стран трудилось порядка 2 млн человек, сейчас 600 000 ушли в простой или оказались под риском увольнения".

По данным на 20 апреля замминистра труда и соцзащиты А. Пудов сообщал, что около 98 тыс. работников предприятий в России находятся в простое (в 2,5 раза больше, чем на 1 марта), около 50 тыс сотрудников заявлены к увольнению. При этом он отметил явление скрытой безработицы (наличие формального трудоустройства при отсутствии реальной занятости), по его словам наибольшая доля таких случаев фиксируется в автомобильной промышленности, аэропортах и авиаперевозках, а также машиностроении и крупном ретейле. По оценке мэра Москвы С. Собянина, только в Москве около 200 тыс. человек могут потерять работу из-за приостановки работы иностранных компаний. По оценке Центра стратегических разработок на конец марта, число рабочих мест до конца года может сократиться на 2 млн человек, а безработица вырасти, в зависимости от сценария, до 6,4-6,5% или 7,1-7,8%. Консенсус-прогноз аналитиков, собранный ЦБ в апреле, предполагает рост безработицы до 6,9% в этом году со снижением до 6% в 2023 г и 5,5% в 2024 г.

По-видимому, правительство будет предпринимать меры по сдерживанию роста безработицы (по крайней мере, официальной), растягивая поддержание занятости за счет субсидий, госзаказа и других мер, чтобы дать время предприятиям адаптироваться и смягчить негативные социальные последствия. Также объявлено о программах поддержки занятости, временных работ, переподготовки, при этом поддержка объявлена не только для безработных, но и для тех, кто находится под угрозой увольнения или в режиме неполной занятости.

Доходы населения

По оценке Росстата, в 1Q22 реальные располагаемые доходы впервые с 1Q прошлого года вышли в минус (-1,2% г/г). Это связано со скачком инфляции – по итогам марта она составила 16,7% г/г.

В 1Q население активно тратило ранее накопленные сбережения. Денежные доходы населения увеличились на 10,4% г/г, а расходы – на 15,8% г/г. Сбережения сократились на 1,28 трлн руб (для сравнения, в 1Q21 они сократились на 433,9 млрд руб). В структуре использования денежных доходов населения доля расходов на покупку товаров и оплату услуг поднялась до 92,7% (максимум с января 2009 г.) – так проявился ажиотажный потребительский спрос на фоне оттока вкладов, девальвации рубля и скачка инфляционных ожиданий. Резкое повышение ключевой ставки ЦБ в конце февраля, укрепление курса рубля, замедление текущих темпов инфляции изменило поведение домохозяйств – по словам главы ЦБ Э. Набиуллиной, в первую декаду апреля вклады населения в банках увеличились на 1,6%.

По последним доступным данным (за февраль) рост номинальной средней начисленной зарплаты ускорился до 12% г/г (в реальном выражении 2,6% г/г). Консенсус-прогноз аналитиков, собранный ЦБ в апреле, предполагает рост номинальных зарплат в текущем году на 9,8% и в будущем году на 7,4%. При ожидаемой инфляции в этом году вблизи 20% это означает заметное снижение реальных зарплат.

Наиболее заметно страдают доходы пенсионеров. По данным Росстата, средний размер пенсии в номинальном выражении в марте увеличился на 7% г/г, но в реальном сократился на 8,3% г/г. Власти анонсировали индексацию пенсий и социальных пособий.

Строительство

Объем строительства в марте увеличился на 5,9% г/г, ввод в действие жилых домов увеличился на 34,7% г/г (за 1Q22 на 64,6%). Правительство предпринимает меры по поддержке строительства, в т.ч. за счет льготной ипотеки, но ограничения связаны с ростом затрат на стройматериалы и логистическими проблемами, увеличением рыночных ставок по кредитам.

Ольга Беленькая


Войдите или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы добавить комментарий к интересующей вас научной проблеме!
Комментарии (0)