Перевести на Переведено сервисом «Яндекс.Перевод»

Банковский сектор избежал убытка в кризисный год: что ему помогло

Банковский сектор смог отыграть убыток 1,5 трлн рублей, который получил в первом полугодии, но все равно закончил 2022 год с худшей прибылью за семь лет. Отрасль «вытянули» активное кредитование и регуляторные послабления от Банка России


Фото Михаила Терещенко / ТАСС

Худший год с 2015-го

Российский банковский сектор закончил 2022 год с прибылью 203 млрд рублей. Без учета банка непрофильных активов «Траст» прибыль сектора чуть меньше — 199 млрд рублей. Это примерно в 12 раз, или почти на 92%, меньше, чем годом ранее, когда банки заработали рекордные 2,4 трлн рублей, и худший годовой результат сектора с 2015 года. При этом только в декабре 2022-го совокупная прибыль сектора составила 342 млрд рублей (примерно в полтора раза больше, чем за год до этого), что связано с валютной переоценкой на фоне ослабления рубля, указал ЦБ в докладе «О развитии банковского сектора».

Таким образом, банкам удалось полностью компенсировать убыток от провального первого полугодия, когда потери достигли 1,5 трлн рублей. «Я был скептиком относительно того, что банки смогут выйти в прибыль, но в итоге ошибся», — сказал на пресс-конференции директор департамента банковского регулирования и аналитики ЦБ Александр Данилов. Он отметил, что результат «несколько завышен» регуляторными послаблениями, которые банки получили от Банка России, однако не очень сильно. Тем не менее без послаблений общий результат сектора по итогам года был бы отрицательным, признает Данилов.

На процентную маржу и прибыль банков влияет соотношение доходности банковских активов и стоимость фондирования банками своих обязательств. В первом полугодии у банков резко подскочила стоимость фондирования (доля процентных расходов по привлеченным средствам к средней величине обязательств): с докризисных значений в районе 3% до 5,6% в I квартале и до 8,3% — во II квартале. При этом рост доходности размещения банковских активов не был таким заметным — с 8,3% в конце 2021 года до 11,6% во II квартале.

Однако уже во втором полугодии стоимость фондирования нормализовалась, а ставка опустилась до 4,6%, в то время как доходность размещения снижалась не такими резкими темпами. Объясняется это тем, что в пассивах велика доля текущих счетов, которые быстро реагируют на снижение ставки, в то время как размещают банки активы в инструментах с большей срочностью.

Факторы прибылей и убытков

Одним из самых серьезных отрицательных факторов были операции с валютой и драгметаллами. Убыток по валютным операциям составил 408 млрд рублей, причем на пике сумма превышала 1 трлн рублей, отметил Данилов. Чтобы компенсировать ожидаемый отток валютных средств вкладчиков, банки весной существенно увеличили ликвидные активы в валюте. При этом из-за сворачивания рынка производных финансовых инструментов возможности захеджировать риски по ним не было. В результате, когда рубль начал укрепляться, банкам пришлось фиксировать убытки, объяснял ЦБ в Обзоре финансовой стабильности за II-III кварталы. Ослабление рубля во втором полугодии помогло банкам частично компенсировать убыток.

Но основной вклад в снижение прибыли сектора внес рост резервов по кредитным портфелям. За год банки досоздали резервы почти на 2 трлн рублей, только во II квартале — почти на 1 трлн рублей, это столько же, сколько за весь ковидный 2020 год.

Тем не менее в значительной степени отрицательная валютная переоценка и расходы на резервы были компенсированы тем, что банкам удалось нарастить чистый процентный и чистый комиссионный доход по сравнению с 2021 годом. Они выросли на 119 и 86 млрд рублей соответственно на фоне быстрого восстановления маржи и расширения кредитного портфеля.

Доля прибыльных банков по итогам 2022 года в количественном выражении составила 84%, их доля в активах — 77%. Часть банков, как указывает ЦБ, закончили год со значительными убытками. Отдельным игрокам требуется докапитализация, однако это «подконтрольный процесс» и ситуация не несет системных рисков, подчеркнул Данилов. В Обзоре финансовой стабильности ЦБ в ноябре указывал, что до конца 2023 года банкам может потребоваться вливание в капитал до 700 млрд рублей. В декабре 2022 года сразу ряд банков были докапитализированы на 92 млрд рублей, сказано в докладе ЦБ, причем в них есть «относительно крупные», уточнил Данилов.

В условиях закрытия банковской отчетности пока единицы банков раскрыли свои финансовые результаты за 2022 год, отчитываться по РСБУ за I квартал и прошлый год они начнут только в апреле. Пока Сбербанк отчитался о чистой прибыли 300,2 млрд рублей, руководство банка «Открытие» сообщало, что прибыль банка по итогам года превысит 40 млрд рублей. В то же время глава попавшего под санкции (как и «Открытие» со Сбербанком) банка ВТБ Андрей Костин в сентябре говорил, что убытки банка по итогам года могут стать рекордными в его истории. По оценке аналитиков Альфа-банка, чистый убыток ВТБ в 2022 году мог превысить 500 млрд рублей. В конце прошлого года ВТБ объявил, что планирует пополнить капитал через допэмиссию на 302 млрд рублей.

Ключевым фактором прибыльности банковской системы в 2022 году стали финансовые результаты Сбербанка, указывает управляющий директор рейтингового агентства НКР Михаил Доронкин. В целом прибыль по результатам года была ожидаема — в конце года банки выдали максимальную сумму ипотечных кредитов за всю историю наблюдений, в некоторые месяцы неплохие результаты были у потребительского кредитования, добавляет он.

По итогам 2023 года прибыль банковского сектора будет выше, возможно, значительно выше 1 трлн рублей, ожидает Данилов. Он отмечает, что основной объем резервов банки уже создали, а влияние отмены регуляторных послаблений на финансовый результат будет некритичным — несколько сотен миллиардов рублей убытка, что в масштабах сектора не много. Вероятно, рост кредитного портфеля банков продолжится (регулятор прогнозирует его на 10-14% в корпоративном сегменте и на 10% в рознице ), фактор валютной волатильности также должен уйти на второй план, перечислил глава департамента ЦБ.

Банки приспособились к работе в условиях санкционного давления, и начавшийся год в целом будет для сектора прибыльным, согласен Михаил Доронкин из НКР. При этом негативное влияние на результат банков может оказать ухудшение геополитической ситуации, добавляет он. По оценке руководителя группы рейтингов финансовых институтов АКРА Валерия Пивня, чистая прибыль сектора по итогам года составит около 950 млрд рублей.

Артем Терентьев
Редакция Forbes
Георгий Перемитин
Редакция Forbes

forbes.ru 
Войдите или зарегистрируйтесь на сайте, чтобы добавить комментарий к интересующей вас научной проблеме!
Комментарии (0)