СКОЛЬКО ДО СКОЛКОВО
Идея создания ММК на территории Новой Москвы впервые прозвучала в 2012 году: Дмитрий Медведев, тогда еще президент РФ, дал поручение правительству Москвы, Минздравсоцразвития, Минэкономразвития и ОАО «Сбербанк» представить соответствующие предложения. Предполагалось, что в кластере будет вестись лечебная, образовательная и научная деятельность, а в отношении всего происходящего под эгидой ММК будет предусмотрен специальный правовой режим – облегченные процедуры допуска в кластер зарубежных врачей, методик, лекарств и медизделий.
По словам источника, близкого к столичному правительству, Сбербанк тогда привлек к разработке проекта консалтинговую компанию Strategy Partners Group, которая и написала первоначальную концепцию кластера. По изначальному замыслу, ММК должны были выделить 25–40 га, привлечь в проект до $1,5 млрд инвестиций и создать клинические мощности, рассчитанные на прием 140 тысяч пациентов в год. В кластер должен был войти якорный медицинский центр, располагающий площадью 100 тысяч кв. м, а также специализированные клиники площадью по 20 тысяч кв. м каждая. В проекте планировалось задействовать федеральные и московские ресурсы. Сбербанк должен был выступить как основной кредитор и инвестор, а частный бизнес – участвовать в проектировании, строительстве и управлении подразделениями кластера. «Мэрия Москвы вела переговоры с Johns Hopkins, чей опыт управления и технологии планировалось задействовать в беспрецедентном для России медицинском проекте», – рассказывает собеседник Vademecum. По его словам, уже тогда участием в ММК интересовались структуры главы Africa‑Israel Investments Ltd и LLD Diamonds Ltd Group Льва Леваева, правда, до конкретных договоренностей дело так и не дошло.
Разработанную Strategy Partners концепцию кластера так и не удалось реализовать. «Одной из причин была пассивная позиция Департамента здравоохранения Москвы и заместителя мэра Леонида Печатникова, который говорил, что, помимо кластера, у столичного здравоохранения много других проблем. Сбербанку же нужен был активный провайдер проекта», – вспоминает собеседник VM, близкий к столичной администрации. Представители Strategy Partners, Johns Hopkins и вице‑мэр Москвы Леонид Печатников на запрос Vademecum не ответили. Но информацию о существовании такой концепции, переговорах с Johns Hopkins и о том, что проект был заморожен во многом из‑за пассивной позиции столичного Департамента здравоохранения, подтвердил управляющий партнер компании DMG Владимир Гераскин, работавший в то время как консультант вместе со Strategy Partners Group.
Проект реанимировали только в 2015 году, правда, уже в совсем другой конфигурации. «После введения санкций многие чиновники и топ‑менеджеры были заинтересованы в создании именно на территории России проекта, где практиковались бы новейшие зарубежные медицинские технологии», – поясняет близкий к мэрии собеседник Vademecum. Летом 2015 года президент Путин подписал федеральный закон №160 «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Как и планировалось, закон значительно упростил работу иностранным участникам кластера. Например, для применения на территории кластера зарубежных лекарственных препаратов операторам достаточно предоставить в управляющую компанию ММК регистрационную, нормативную и другую документацию, выданную регуляторами иностранного государства; лицензии и сертификаты врачей, полученные ими в других странах, также признаются действительными на территории ММК. В ноябре 2015 года был учрежден Фонд международного медицинского кластера как управляющая компания кластера.
Идеологом возрожденного проекта на этот раз стал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, а в управляющую компанию пришли люди из его команды. Генеральным директором Фонда международного медицинского кластера в конце 2015 года, как следует из данных СПАРК‑Интерфакс и открытых документов самой компании, был назначен первый заместитель директора олимпийского комплекса «Лужники» Эдуард Зернин. В начале 2016 года Зернин формально еще оставался гендиректором фонда, но фактическое руководство структурой осуществлял Рафаэль Алиев, до этого занимавший должность первого заместителя гендиректора ЗАО «Управляющая компания «АС Менеджмент», а затем советника председателя «Москомстройинвеста». До последнего времени у Алиева был статус исполняющего обязанности директора управляющей компании, говорят источники в фонде. «Люди из команды Хуснуллина на первоначальном этапе должны были подготовить необходимую инфраструктуру, организовать проведение предварительных проектировочных и строительных работ в кластере», – поясняет собеседник VM в фонде ММК. В декабре 2015 года было определено, что кластер будет построен в Сколково – одноименный фонд принял решение о выделении под кластер 58 га своей территории.
ОБЛЕЧЕННЫЕ И «МОНАРХ»
В период руководства Алиева УК успела провести два конкурса с первоначальной стоимостью контрактов 3,6 млрд и 2,3 млрд рублей на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объекта «Международный медицинский кластер». Согласно документации на сайте фонда, единственным участником, подавшим заявку на первый конкурс, стала девелоперская компания«РД Констракшн Менеджмент», на второй – ГК «Концерн Монарх». Представители «РД Констракшн Менеджмент» говорят, что в итоге в строительстве объекта не участвуют, но причин не называют. Глава ГК «Концерн Монарх» Сергей Амбарцумян подтвердил VM, что его компания в мае этого года выиграла конкурс по ММК и приступила к выполнению контракта: «Три этажа уже построены, сейчас мы делаем плиту в котловане. Я думаю, следующей осенью закроем контур, подадим тепло и будем заниматься внутренними делами. Первую очередь строительства в следующем году сдадим». Девелопер уточнил, что строительство сейчас ведется на деньги городского бюджета. В Департаменте здравоохранения Москвы подтвердили: строительство первого диагностического корпуса ММК было начато в июне 2016 года и продлится до конца 2017 года. На площади 13 тысяч кв. м будут размещены диагностический центр на 375 посещений в день с 49 амбулаторными кабинетами и дневным стационаром на 4 койки, учебно‑тренировочный симуляционный центр, конференц‑зал на 300 мест, офисы, кафе для персонала, пациентов и вспомогательные помещения. Построить еще два кластерных корпуса – диагностический и терапевтический – планируется в 2017–2020 годах, генеральным проектировщиком этих объектов выступает компания ООО «Транзумед Гмбх Медицинтехник», а генподрядчиком – ООО «Концерн Монарх».
В курирующие проект структуры вошли влиятельные чиновники и opinion‑лидеры российского здравоохранения. Наблюдательный совет фонда возглавил мэр Москвы Сергей Собянин, в числе его участников – Марат Хуснуллин, Леонид Печатников, представители профильных департаментов правительства города. «Москва с большой ответственностью относится к этому начинанию. Руководители высшего уровня вовлечены в проект непосредственно», – подтверждает вице‑президент «Сколково» Кирилл Каем. Главой экспертного совета фонда стала заместитель руководителя аппарата Правительства РФ Нелли Найговзина. Кроме нее, в совет вошли заместитель директора Российского кардиологического научно‑производственного комплекса им. А.Л. Мясникова Ренат Акчурин, ректор ГБОУ ВПО «Московский государственный медико‑стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Олег Янушевич и другие авторитетные представители индустрии. «Экспертный совет собирается раз в три недели. Обычно обсуждения проходят у Найговзиной, в правительстве», – поясняет Vademecum член экспертного совета ММК главный внештатный специалист Департамента здравоохранения Москвы по лучевой диагностике Сергей Морозов. По словам другого собеседника Vademecum в фонде, новая концепция развития ММК, разработанная на этот раз Boston Consulting Group, предполагает традиционные для такого рода предприятий блоки – научный, образовательный и клинический. Прикладная медицина будет реализована в таких направлениях, как онкология, пульмонология, травматология, кардиология и так далее. Директор по маркетингу Boston Consulting Group Анна Ганеева комментировать Vademecum детали концепции отказалась.
Сейчас Фонд ММК, по словам источников Vademecum, перешел от общего планирования к поиску инвесторов и операторов проекта. В связи с этим, говорят знакомые с ситуацией вокруг ММК собеседники Vademecum, и меняется руководство управляющей компании. Как рассказал Кирилл Каем, 8 сентября состоялось заседание наблюдательного совета кластера, на котором был утвержден новый генеральный директор УК Фонда ММК. Эдуарда Зернина на этом посту сменит Михаил Югай, сотрудник Высшей школы экономики. В разное время Югай выступал консультантом крупных международных и российских компаний, работающих в сфере здравоохранения, в том числе Mindray, Olympus, «ИМКО‑Сервис», Abbot, Ernst&Young. Михаил Югай подтвердил Vademecum эту информацию, уточнив, что его официальное назначение состоится в октябре.
Новый руководитель уже сформулировал для себя стратегию развития ММК: «Кластер должен стать точкой роста для ключевых направлений отечественного здравоохранения – медицинского образования, науки, клинической экспертизы, производства современных лекарственных препаратов и медицинских изделий. На базе кластера российские врачи смогут обмениваться новейшими технологиями и методиками с зарубежными специалистами, перенимать современные технологии. Здесь будут апробированы новейшие препараты и медизделия, что, как мы рассчитываем, даст стимул к развитию и упрощению процедуры государственной регистрации таких продуктов в России. Кластер должен стать прозрачной, доступной средой для всех субъектов российского здравоохранения. Но, безусловно, реализовать проект будет возможно только при поддержке всех участников медицинской сферы – от научных сотрудников, врачей до пациентов». По словам Югая, его заместителем останется Рафаэль Алиев. На момент подписания номера связаться ни с Алиевым, ни с Зерниным Vademecum не удалось.
«ХАДАССА» В НАШУ СТОРОНУ
По словам Кирилла Каема, наблюдательный совет ММК на своем заседании 8 сентября принял еще одно решение – утвердил в качестве оператора проекта одну из крупнейших израильских клиник – «Хадассу». «На совете рассматривались две заявки. Помимо «Хадассы», мы изучали концепцию клиники космической медицины, но практически единогласно ее отклонили», – добавляет собеседник Vademecum в экспертном совете фонда. Представители клиники «Хадасса» будут отвечать за функционирование диагностического блока и за деятельность онкологической клиники в терапевтическом корпусе. Как рассказал Vademecum источник в экспертном совете кластера, для московского подразделения клиники «Хадасса» будут закуплены циклотрон и оборудование для радиотерапии, инвестиции в реализацию этого проекта могут достигнуть $50 млн. «Клиника планирует работать по верхней планке среднего ценового сегмента. Предполагается, что средняя стоимость визита окажется в диапазоне 3–5 тысяч рублей», – уточняет собеседник Vademecum.
По его словам, «Хадасса» придет в Москву в связке с инвестором, об этом сейчас заинтересованные стороны пытаются договориться с представителями израильского диамантера и девелопера Льва Леваева. Эту информацию Vademecum подтвердили три источника в экспертном совете управляющей компании, уточнив, что, вероятнее всего, инвестором выступит не контролируемая Леваевым AFI Development, а другие структуры миллиардера, и якобы проект интересен лично ему. AFI Development, «Хадасса» и действующее руководство УК Фонда ММК на тематические запросы Vademecum не ответили. Кирилл Каем из фонда «Сколково» подтвердил, что клинике удалось привлечь «российского инвестора», но конкретного интересанта называть не стал.
Привлечение клиники «Хадасса» в связке с инвестором укладывается в стратегию УК ММК. Как рассказали Vademecum в Департаменте здравоохранения Москвы, в течение 10–15 лет на территории кластера планируется разместить до 15 клиник, специализирующихся на лечении наиболее тяжелых и распространенных заболеваний по таким профилям, как онкология, кардиология, ортопедия, травматология и неврология. Участниками проекта ММК должны стать ведущие медицинские центры стран Организации экономического сотрудничества и развития. Концепция BCG оценивает совокупные инвестиции в территорию кластера в $1–1,5 млрд. «На все будущие заявки предполагается обязательное участие российского инвестора. Это, конечно, не прописано ни в каких требованиях, но все ориентируются на эту схему. Даже из практики видно, что иностранному партнеру легче и проще заходить с российским инвестором», – утверждает собеседник Vademecum в экспертном совете ММК, где сейчас как раз разрабатываются критерии оценки потенциальных операторов. Роуд‑шоу ММК начнется в декабре 2016 года на выставке Medica в Дюссельдорфе.
Проектов, созвучных с концепцией ММК, в России еще не осуществлялось. Однако не исключено, что масштабом замысла и вложений с московским предприятием сможет поспорить Северо‑Кавказский медкластер, который должен разместиться в Кавминводах.
Владимир Гераскин из DMG, выступающий консультантом уже этого проекта, считает, что кластеры конкурировать не будут: «У ММК, конечно, сейчас есть три главных преимущества – расположение в самом дорогом месте страны, ФЗ‑160, обеспечивающий облегченный режим входа зарубежных специалистов и технологий, и, наконец, фора по времени: в отличие от нас, в ММК уже приступили к реализации проекта. У Северо‑Кавказского кластера пока нет подобных преференций, мы только работаем над этим, но в долгосрочной перспективе у нас больше преимуществ. Во‑первых, наш кластер больше по масштабу, территории и объему привлекаемых инвестиций. Мы предлагаем инфраструктуру полного цикла – от науки и образования, диагностики и клиники до реабилитации. Кроме того, мы обеспечиваем участникам кластера проживание на его территории и всю необходимую для жизни инфраструктуру. Наконец, мы, конечно, будем использовать уникальное расположение и природные ресурсы региона, как курорта, ежегодно посещаемого гражданами России и других стран. Помимо непосредственно участников кластера, в проект будут вовлечены еще семь реабилитационных центров, расположенных за его пределами. Все это повысит привлекательность проекта и позволит ему стать российским Баден‑Баденом».
Источник: http://www.vademec.ru/article/almaznyy_moy_delets/