Дело в том, что Forbes снизил изначальную оценку ее состояния до… нуля (Matthew Herper, From $4.5 Billion To Nothing: Forbes Revises Estimated Net Worth Of Theranos Founder Elizabeth Holmes).
Давайте попытаемся разобраться, что происходит с Theranos и почему у некогда весьма перспективной компании сейчас столько проблем, а перспектив — тоже что-то около нуля. Ведь всего несколько месяцев назад история компании считалась историей головокружительного успеха. Сейчас же все это больше похоже на головокружительное падение. Почему?
Начало было интересным. Будущая женщина-миллионер Элизабет Холмс решила бросить учебу в престижнейшем Стэнфорде, и основала компанию Theranos. Холмс планировала создать технологию, позволяющую людям практически безболезненно сдать кровь. Она называла это революцией в медицинской сфере. Бывшая студента Стэнфорда, по ее словам, действительно разработала технологию, позволявшую провести несколько десятков анализов, имея всего каплю крови пациента.
Благодаря известному партнеру — профессору Стэнфорда Ченнингу Робертсону (Channing Robertson), Холмс удалось добиться известности и получить несколько миллионов долларов инвестиций. В совет директоров компании вошли такие известные личности, как экс-госсекретари США Генри Киссинджер и Джордж Шульц. Первые десять лет существования о компании было мало что известно, но ее бизнес постепенно рос, число клиентов постоянно увеличивалось. Но три года назад, в 2013, Холмс рассказала о своей компании и новейших технологиях отбора и анализа крови. Многие СМИ начали тиражировать эту информацию. Несколько позже известные издания стали называть Холмс одной из самых успешных женщин мира, «Стивом Джобсом в юбке». Интервью с ней публиковали буквально все. Растущая популярность компании помогла привлечь средства инвесторов.
Изначально компания привлекала «всего» несколько миллионов долларов в год. Спустя некоторое время денежный поток стал гораздо более стабильным и широким: в качестве инвестиций Theranos стала получать сотни миллионов долларов США. Эксперты, видя, сколько средств вливается в компанию, оценили ее капитализацию в $9 млрд. И это при том, что финансовые показатели компании и технологии, которые использовали ее специалисты, оставались тайной. Компания не рассказывала (и не рассказывает), сколько у нее клиентов, не показывала статистику по проведенным тестам, не рассказывала о методах, которые применяются для «микроотбора крови»).
Тем не менее, все было хорошо. Многие годы компания функционировала, храня свои тайны и привлекая новых и новых инвесторов и клиентов.
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается, и начинаются проблемы. У Theranos проблемы начались чуть менее года назад. Тогда сразу несколько изданий, включая The Wall Street Journal, провели расследование деятельности «биотехнического стартапа». Опросив несколько экспертов и экс-сотрудников компании журналисты сделали вывод, что Teranos проводит свои тесты на обычном медицинском оборудовании, взятом у больниц. Один из экс-сотрудников стартапа сообщил, что собственное оборудование компании, Edison, использовалось для проведения всего лишь 15 тестов в декабре 2014 года. Точность системы была чрезвычайно далекой от идеала, и руководство приняло решение использовать стороннее аппаратное обеспечение, включая популярные решения от Siemens AG.
Это не помогло. Через несколько месяцев регуляторы сообщили о выявлении нарушений, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. А еще через какое-то время компания решила отозвать все данные анализов за период времени в несколько лет. На эту беспрецедентную меру компания пошла, чтобы немного обелить репутацию. Обновленные же данные затем отправлялись лечащим врачам пациентов и самим пациентам. Это не сотни и не тысячи, а десятки тысяч тестов.
Плюс ко всему, стало известно, что копания берет кровь у пациентов из вены, а не из пальца, причем в количестве, превышающем «несколько капель крови». Почему это не стало известно ранее? Пока неясно.
Но понятно, что такой же закрытой и секретной компания более оставаться не может. Для того, чтобы доказать что-то миру, ей придется поделиться информацией.
Не дожидаясь публикации хоть каких-то данных Theranos, представители Forbes решили провести подробную оценку стартапа. Поговорив с большим количеством финансовых экспертов, венчурных инвесторов и рядом иных специалистов, журналисты издания решили сделать оценку компании максимально реалистичной. После детальной переоценки оказалось ясно, что себестоимость компании равна нулю. Чего-то стоят только изначальные инвестиции (примерно $724 млн). При этом у инвесторов компании — привилегированные акции, что означает, что выплаты они получат первыми, у Холмс — обычный пакет акций в размере 50%. Если оценка Forbes правильна, то это означает, что даже пакет в 50% ничего не стоит, то есть состояние «самой молодой женщины-миллиардера в мире» стремительно приближается к нулю. Возможно, компании удастся привлечь дополнительные инвестиции, но в этом нельзя быть слишком уверенным.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru со ссылкой на marks, Geektimes