«Нет сомнений – рынок переживает вторую волну инвестиционной активности, но куда она нас с вами вынесет – непонятно, потому что ни хороших активов, ни тем более профессионалов на рынке не прибавилось. Через день появляются новости, что кто‑то сейчас инвестирует миллиарды в строительство госпиталей. У меня возникает лишь один вопрос к авторам проектов: где вы возьмете столько врачей и управленцев?» – разводит руками топ‑менеджер одного из инвестиционных фондов.
За восемь месяцев 2017 года стало известно как минимум о 78 млрд рублей планируемых инвестиций в различные медицинские многопрофильные клиники‑стартапы и органический рост действующих операторов. Для сравнения: за весь 2016 год общий объем анонсированных вложений в аналогичные медицинские проекты, требующие финансирования в объеме не менее 200 млн рублей каждый, едва превысил 26 млрд рублей. Почему и куда теперь все заторопились?
«ДИТЯ» БЕЗ СГЛАЗУ
До 2017‑го столь кучно финансовые вливания в мединдустрию анонсировались лишь однажды – в 2012‑м. Тогда, например, финансовая корпорация IFC купила 6% в ОАО «Медицина», инвестфонд Baring Vostok Capital Partners приобрел 27% EMC, «Медси» объявила о слиянии с ГУП «ММЦ», а «Мать и дитя» вышла на IPO. В тот же год появилась и Национальная медицинская сеть (НМС) – проект управляющей компании фондов прямых инвестиций «Эльбрус Капитал», который был призван собрать наиболее интересные с точки зрения финансовых показателей активы в регионах.Все эти пять лет отрасль росла действительно стабильно: по данным BusinesStat, с 2012 по 2016 год объем рынка легальной коммерческой медицины вырос на 82% и достиг 377 млрд рублей. Та же НМС за первые три года работы объединила четыре региональные сети – в Уфе, Омске, Волгограде и Екатеринбурге, сейчас их совокупный оборот превышает 3 млрд рублей. Но предпосылки для инвестиционных бумов 2012 и 2017 годов разные, уверены эксперты. «В 2012 году интерес к медицине был событийным – его подогрело IPO «Мать и дитя». Все вдруг поняли, что этот рынок имеет огромный потенциал. Но сейчас волна инвестиционной активности имеет другие и гораздо более веские основания: резко возросли риски инвестирования в иностранные активы, а внутри страны их практически не осталось, – рассуждает управляющий партнер компании DMG Владимир Гераскин. – Кроме медицины, которая недоинвестирована и при этом более рентабельна, чем, например, сдача в аренду коммерческой недвижимости. Выручка на квадратный метр в торговом центре в несколько раз ниже аналогичного показателя в медицинском объекте. В условиях неблагоприятного инвестклимата в целом это крайне актуально».
С начала 2017 года инвестпроекты разных масштабов анонсировались едва ли не еженедельно. Среди них оказались и начинания с многомиллиардным – пока только в обещаниях – финансированием. В марте стало известно, что один из богатейших казахстанских бизнесменов Тимур Кулибаев (зять президента республики Нурсултана Назарбаева, совладелец холдинговой группы «АЛМЭКС», Mercury Properties, АО «Каспий Нефть») намерен приобрести 50% строящейся в Подмосковье Ильинской больницы, общая сумма вложений в которую составляет $120 млн. В мае‑июне о планах потратить до 15 млрд рублей на строительство госпиталя на территории Московского международного медицинского кластера, а заодно и 8–10 диагностических центров в разных регионах страны, заявила ГК «Ташир» Самвела Карапетяна. Общий объем инвестиций в медицинские проекты, говорил «Ведомостям» управляющий партнер «Ташир Медики» Арсен Галстян, дойдет до 30 млрд рублей.
Следом компания IPT Group, управляющая сетью «К+31», заявила о намерении построить еще 10 клиник в Москве и Московской области (совокупный объем вложений в этот проект – около 20 млрд рублей). Ну и, наконец, запомнилась отрасли декларация Александра Мамута. Миллиардер, а вернее его фонд A&NN Investments, вложит $100 млн в строительство в Москве премиальной клиники со стационаром, управлять которой будет известный в отрасли врач и предприниматель Борис Айзикович.
ПОЛОЖИТЕСЬ НА НИХ
Аппетиты и амбиции отдельных инвесторов рынку, в общем, симпатичны. Однако голоса скептиков, считающих, что переварить новые грандиозные замыслы индустрия пока не готова, звучат все четче. «Здравоохранение стало избыточно модной темой, что отражается в сделках и масштабных инвестпроектах, – констатирует управляющий партнер Медицинской инвестиционной группы Илья Иванов. – Но давайте не будем забывать, что платежеспособный спрос сокращается, да и по объективным причинам рынок близок к насыщению».На скорое насыщение рынка намекают и статистические наблюдения. Темпы роста сегмента коммерческой медицины замедляются – если в 2014 году объем рынка вырос на 24,6% по сравнению с предыдущим годом, то в 2015‑м этот показатель составил уже 14,7%, а в прошлом году – лишь 9,1%. «Бесконечно расти невозможно. Человек ходит в частную клинику только в том случае, если он заболел. Это константа. Ну не ходят пациенты в большинстве своем на профилактику, чекапы, кто бы что сегодня ни говорил. Болеет человек в среднем три‑четыре раза в год, значит, столько раз он и обратится в клинику», – говорит руководитель одной из межрегиональных медицинских сетей. Схожее мнение высказывает генеральный директор сети клиник «Будь здоров» Вячеслав Новиков: «В отдельных регионах насыщение рынка уже наблюдается, а на него накладываются кризис и сокращение платежеспособности населения. Стагнация заметнее всего чувствуется в сегменте ДМС, клиенты – физические лица в этом смысле пока более стабильны и готовы платить, но только за качественные услуги».
В поликлиническом сегменте действительно уже достаточно частных игроков, подтверждает Владимир Гераскин. «Новым инвесторам нужно учитывать это в своих стратегиях. Если в 2008–2012 годах инвесторы и профильные компании строили поликлинические сети и учились зарабатывать на таких услугах, то теперь появилась необходимость в стационарах, – поясняет он. – Нет смысла отдавать пациентов другим, в основном государственным, клиникам, если можно с их помощью увеличить маржинальность бизнеса в целом, тем более что стационарные услуги востребованы в частном секторе». Действительно, мониторинг Аналитического центра Vademecum показывает, что среди сотни крупнейших частных многопрофильных клиник круглосуточными стационарами на данный момент управляет половина игроков, большая часть остальных в обозримом будущем планирует их строительство.
Но и тех, кто уловил новый тренд, ждут большие проблемы. Главным образом, конечно, нехватка компетентных кадров, а также конкуренция за них с государственными больницами, не только стабильно сидящими на пациентопотоке по ОМС, но и неплохо осваивающими коммерческие услуги именно в сегменте стационарной медпомощи, зачастую предлагая их как минимум на 28% дешевле среднерыночных (за исключением Москвы). Сотня региональных многопрофильных государственных медцентров с наибольшей коммерческой выручкой в 2016 году, по подсчетам Аналитического центра Vademecum, заработала на платных услугах 14,6 млрд рублей. Сумма несравнимая с полученными по ОМС 139,1 млрд рублей, но в то же время расширяющая возможность обеспечить сотрудникам (в особенности врачам, задействованным в оказании стационарной медпомощи) дополнительный заработок и снизить мотивацию их перехода на работу в частные клиники. О том, что работа в отделении платных услуг позитивно отражается на зарплате в виде процента от продаж, сообщили 68% из 1 127 респондентов опроса, по просьбе Vademecum организованного в августе этого года сообществом «Доктор на работе».
СЪЕДОБНЫЕ НЕСЪЕДОБНЫЕ
Воюют за специалистов частные клиники не только с государственными больницами, но и друг с другом. Более того, участники рынка теперь учатся воспринимать друг друга не только как конкурентов, но и в качестве потенциальных объектов поглощения. Если прежний лидер рынка M&A – ГК «Мать и дитя» – резко переключился на органический рост, то другие игроки только входят во вкус. И если в 2016‑м произошла лишь одна полноценная сделка (поволжская сеть «Медгард» купила саратовскую «Авесту» за скромные 300 млн рублей), то в этом году состоялись или были объявлены сразу несколько приметных слияний. Главная из них, пожалуй, покупка «дочкой» АФК «Система» «Медси» многопрофильной клиники Medem, принадлежавшей бывшему министру связи и информатизации РФ Леониду Рейману. Сумма сделки не раскрывается, но так как медцентр был выставлен на продажу более года назад его уже успели оценить риелторы и участники рынка медуслуг: стоимость объекта площадью около 7 тысяч кв. м – примерно 1 млрд рублей, бизнеса клиники – 600–800 млн рублей. Собеседники Vademecum говорят, что сделку согласовывали почти год. Столько же времени корпорации Владимира Евтушенкова потребовалось и на следующую медицинскую покупку – 60% бизнеса пермской клиники «Медлайф». Пока о сделке официально не объявлено, но источник, близкий к «Медлайфу», утверждает, что к началу сентября стороны смогли утрясти формальности. В пресс‑службе группы отказались от комментариев, в «Медлайфе» не ответили на запрос.Долгие проводы вообще на медрынке в чести. Больше года продолжались переговоры питерской «Ава‑Петер» и «Севергрупп» Алексея Мордашова, и вот, наконец, в начале сентября его Unifirm Limited согласовала в ФАС России покупку 100% сети, ставшей в 2015 году одним из лидеров рынка коммерческой медицины Санкт‑Петербурга с выручкой на уровне 3,7 млрд рублей.
На новый круг «собирательства» вышла и НМС. В начале августа к сети присоединилась еще одна клиника в Башкортостане – 99,9% ООО «Кардио‑неврологический центр» (КНЦ), символическая 0,1% досталась кипрской компании Airwin Investments Limited, задействованной и в других сделках «Эльбрус Капитала». Как следует из информации на сайте КНЦ, он оказывает услуги разных профилей и занимается реабилитацией. По данным СПАРК‑Интерфакс, в 2015 году выручка клиники составила 123 млн рублей. Факт сделки Vademecum подтвердил бывший совладелец КНЦ Илшат Биккинин. Как рассказал Vademecum близкий к НМС источник, в настоящее время управленцы сети ведут переговоры еще в трех регионах – в Сибири, на юге страны и в Поволжье.
Покупки – не единственный хлеб НМС. Сейчас, будто подтверждая общий тренд, компания готовится открыть в Уфе взросло‑детский стационар на 30 коек. Объем инвестиций кредитовавший этот проект «Райффайзенбанк» оценил в 370 млн рублей. В этом сегменте основными конкурентами НМС станут госпиталь «Мать и дитя» и стационар МЦ «Меги». «Спрос на стационарные услуги в нашем регионе действительно растет, так как этот сектор рынка только формируется и частных стационаров здесь очень мало. В госбольницах можно получить такие услуги, но многие выбирают более комфортные условия», – считает директор МЦ «Меги» Андрей Тимофеев. В НМС от комментариев по этому поводу воздержались.
Подробнее: https://vademec.ru/article/kto_i_zachem_obeshchaet_kommercheskoy_meditsine_kosmicheskie_investitsii/