От ФРП Genetico получила по льготному кредиту под 5% годовых 300 млн рублей. Точный объем инвестиций от Биофонда РВК в компании назвать отказались. По данным Vademecum, эта сумма составила около 179 млн рублей.
Кроме того, сам Институт стволовых клеток человека (ИСКЧ), которому принадлежит Genetico, планировал вложить еще около 150 млн рублей собственных средств.
Компания Genetico появилась в 2013 году, однако собственных лабораторий у нее не было. Теперь в сети пять точек, все они расположены в Москве.
Поставленное в лаборатории оборудование, утверждает основатель Genetico Артур Исаев, позволило снизить конечную цену на генетические исследования. «Например, если полное секвенирование экзома [всех белок-кодирующих генов в геноме. – Vademecum] с глубиной прочтения 100 стоило раньше 90–99 тысяч рублей и делали его 90 дней, и в основном деньги шли зарубежным лабораториям, то с этим оборудованием его качество повысилось, и глубина прочтения выросла до 130, стоимость упала до 37 тысяч рублей, а делают его гарантированно не более месяца», – сказал он Vademecum.
Стоимость пренатальной диагностики, по оценкам Исаева, снизилась с 35–45 тысяч рублей до 23–25 тысяч рублей. «В конечном счете эта наша стратегия приведет к тому, что все игроки на рынке сделают цену ниже и рынок расширится», – убежден он.
Основные медицинские направления, по которым работают новые лаборатории, – неинвазивная пренатальная диагностика, секвенирование генома для медицинских и научных исследований, преимплантационный скрининг эмбрионов при экстракорпоральном оплодотворении (ЭКО), скрининг статуса носительства генетических заболеваний при планировании беременности и подбор таргетной терапии для онкобольных. Все эти методы, признался Исаев, все еще не являются рутинной медицинской практикой: «Они не являются в полной мере медицинскими услугами, потому что не входят в стандарты; таких видов медицинской деятельности просто нет в номенклатуре услуг, а по некоторому оборудованию все еще нет регистрационных удостоверений».
Это создает проблему для частных медицинских лабораторий, считает он: «На генетические исследования нельзя законно получать льготу по налогу на прибыль, и они должны облагаться НДС. Поэтому, по сути, медицинские организации, которые такие услуги предлагают, вынуждены либо платить налоги, что для здравоохранения затратно, либо рискуют потерять лицензии и получить штрафы от налоговой за продажу услуг, которые не покрываются медицинской лицензией».
Генетические исследования не входят в программу госгарантий. Ранее министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова говорила, что генетические заболевания могут внести в список показаний для проведения экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) по полису ОМС. «Это следующий шаг, к нему нужно очень аккуратно готовиться, потому что наследственные патологии, они очень разнообразны. Есть хромосомная патология, когда невозможно выбрать здоровую яйцеклетку у женщин, а есть генетическая патология, когда одна яйцеклетка здоровая, а другая с изменениями. В этом случае, конечно, надо включать это показание ЭКО, потому что та диагностика, которая проводится перед имплантацией, она позволяет отобрать здоровую клетку и без риска родить здорового ребенка», – считает она.
«У женщин старше 35 лет более половина эмбрионов с хромосомными нарушениями, и природа их, можно сказать, «выбраковывает». В итоге в среднем нужно сделать три или четыре цикла, чтобы получить развивающуюся беременность. Учитывая, что государство тратит на каждый цикл где-то 100–120 тысяч рублей, представьте, сколько средств можно было бы сэкономить и направить, например, на увеличение количества процедур для тех, на кого не хватило средств», – сказал Исаев, добавив, что генетические исследования при планировании беременности и неонатальный скрининг могли бы сократить темпы роста статьи расходов на орфанные заболевания, так как большая их часть – наследственные.
Подробнее:
https://vademec.ru/news/2018/07/16/biofond-rvk-i-frp-proinvestirovali-sozdanie-pyati-geneticheskikh-...