Об этом рассказывает отдел науки «Газеты. Ru», Яна Хлюстова.
Вечером 13 января на встрече с правительством президент России Владимир Путин заявил о регистрации высокоэффективного лекарственного препарата против лихорадки Эбола. «У нас есть хорошая новость, я попрошу министра здравоохранения рассказать об этом. Нами зарегистрировано лекарство от лихорадки Эбола, которое после соответствующих проверок показывает высокую эффективность, более высокую, чем те препараты, которые до сих пор в мире применяются», — заявил президент. О подаче документов на регистрацию вакцины сообщалось в конце декабря прошлого года, а глава Роспотребнадзора Анна Попова при этом сообщила, что российской вакциной будут в тестовом режиме прививаться граждане, выезжающие за рубеж, а именно в страны — очаги заболевания.
После появления сообщения о регистрации высокоэффективной вакцины от лихорадки Эбола отдел науки «Газеты. Ru» связался с Министерством здравоохранения, чтобы узнать подробности о разработке препарата, однако в
Министр здравоохранения Вероника Скворцова, однако, сообщила, что зарегистрировано было целых две вакцины. «Первая вакцина уникальна и не имеет аналогов в мире, впервые на основе самых современных биомедицинских технологий включены два вирусных вектора с разной структурой вакцины. В результате удалось стимулировать не только гуморальный, но и клеточный иммунитет, и тотально у всех привитых полностью нейтрализован вирус,
По словам министра, обе вакцины были произведены в НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, испытаны на доклиническом этапе в учреждениях Минобороны, а клинические исследования прошли совместно с Минздравом и Минобороны. Тем не менее, публикации российских ученых в рецензируемых международных научных журналах на тему разработки вакцины от лихорадки Эбола отсутствуют.
В базе данных медицинских статей PubMed по запросу «Gamaleya institute of epidemiology and microbiology» («Институт эпидемиологии и микробиологии им.
На создание вакцины требуется очень длительный срок — 10–15 лет, но активная разработка вакцин против лихорадки Эбола началась со вспышкой заболевания — осенью 2014 года министр здравоохранения России Вероника Скворцова заявила, что в течение полугода наша страна представит три вакцины от лихорадки.
Получение определенного штамма — это лишь часть работы, долгое время занимают такие этапы, как тестирование, проверка ее безопасности. Тем не менее подробная информация о том, кто, когда и как именно сумел в такой короткий срок довести вакцину до готовности, остается неизвестной: в момент активной работы над созданием вакцин более подробных сведений о них получить не удалось. Так, заместитель генерального директора Государственного НИИ вирусологии и биотехнологии «Вектор» Александр Агафонов отказался от комментариев, сославшись на запрет Роспотребнадзора, а запрос в Роспотребнадзор так и остался без ответа.
С вирусом Эболы российские ученые действительно работают достаточно давно — с
Бывший заведующий лабораторией особо опасных инфекций «Вектора» Александр Чепурнов (ученый начал работать с вирусом в 1988 году), работающий теперь в Институте клинической иммунологии СО РАМН, в конце 2014 года говорил в интервью «Газете. Ru»: «К сожалению, никаких подробностей. Поэтому очень трудно сделать вывод, действительно удалось собрать
Ведь если переходят к доклиническим испытаниям, эффективность препарата уже должна быть изучена и эти данные должны быть опубликованы». Публикаций, однако, не было — информация о разработке вакцин ограничивалась лишь краткими сообщениями Министерства здравоохранения и Роспотребнадзора.
По словам профессора Михаила Щелканова, заведующего лабораторией экологии вирусов НИИ вирусологии им.
Впрочем, иностранные разработчики вакцин от лихорадки Эбола не стеснялись подробно рассказывать о своих успехах. Не далее как сегодня, 13 января, в престижном научном журнале Scientific Reports было опубликовано исследование американских молекулярных биологов (Frei et al., Bispecific Antibody Affords Complete
Вирус лихорадки Эбола существует не в одном, а в пяти вариантах. Самыми опасными среди них считаются два подвида вируса — заирская Эбола, виновница эпидемии 2014 года, а также суданская Эбола, в прошлом вызывавшая крупные вспышки лихорадки. Три других штамма — Рестон,
Все разработанные на данный момент вакцины (по крайней мере те, информация о которых доступна научному сообществу) справляются лишь с первым видом вируса. Основная проблема заключается в том, что оболочка каждого типа вируса обладает уникальным строением, и антитело, способное справиться с заирской Эболой, просто не в состоянии «пробить» защиту другого вида вируса.
Исследовательская группа, возглавляемая учеными Джонатаном Лаем и Джоном Даем, создала новый тип антитела, «собрав» его из двух других антител, предназначенных для борьбы с заирским и суданским типами вируса.
Исследователи, которые работают над созданием вакцины от лихорадки уже в течение нескольких лет, протестировали антитело сначала на мышах (их смертность значительно снизилась), а затем и на культурах клеток человека. Ученые планируют продолжать работу и создать новую версию антитела, которая справлялась бы с третьим штаммом вируса — Бундибугио, а также вирусом Марбургской лихорадки, который относится к семейству филовирусов — как и вирус Эболы.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru