Полученные в апреле учеными из Университета Шарите (Германия) данные показали, что около трети людей имеют клоны Т-лимфоцитов и у них есть частичный иммунитет к заболеванию. Не исключено, что какие-то группы людей также невосприимчивы к коронавирусу по другим причинам. Есть и иные факторы, затрудняющие прогноз развития эпидемического процесса, сообщил «МВ» директор Института медицинской паразитологии, тропических и трансмиссивных заболеваний им. Е.И. Марциновского МГМУ им. И.М. Сеченова Александр Лукашев.
Например, ученым не известен уровень бессимптомной циркуляции вируса. Последние данные о быстром росте числа количества серопозитивных людей, то есть имеющих антитела, указывают на то, что на самом деле доля бессимптомных случаев была в разы выше, чем доля симптоматических, отмечает ученый.
По его словам, специалисты не до конца уверены даже в достоверности данных о коллективном иммунитете из-за сомнений в точности тест-систем, так как для многих из них не проводилось полноценной валидации или эти результаты не были опубликованы. «Ограниченный опыт сравнения различных тестов в наших руках показывает, что результат различных тест-систем может сильно различаться, что обусловлено их качеством», — уточнил Лукашев. Это делает невозможным построение точных сценариев развития эпидемии.
Согласно стандартным эпидемиологическим моделям, для отсутствия серьезной второй волны при такой инфекции, как коронавирус, иммунная прослойка должна достигать 70%. Сегодня в Москве этот показатель достигает 17%, а в Нью-Йорке, одном из самых пораженных COVID-19 городов, он приближается к 30%. Однако в текущей ситуации плохо применимы стандартные эпидемиологические модели, так как они исходят из того, что каждый человек имеет примерно равную вероятность заразиться и примерно равную вероятность передать вирус, а на самом деле уровень контактов в разных социальных группах неоднороден, подчеркнул Лукашев.
«У нас еще длится первая волна, но если в Москве она идет на спад, то в большинстве регионов заболеваемость находится на пике. Риск серьезной второй волны трудно оценивать, потому что есть данные, которые говорят, что ее быть не должно, но опыт Ирана показывает, что она вполне возможна. Там высота второй волны соответствует высоте первой. То есть количество заболевших такое же, как на пике эпидемии в марте, причем происходит это летом, при температуре воздуха +27. С другой стороны, в Израиле и Германии наблюдается отскок по заболеваемости после ослабления карантина, но он не сравним с первой волной», — пояснил ученый.
На прошлой неделе глава Роспотребнадзора Анна Попова сообщила, что иммунитет к COVID-19 подтвержден у 14% прошедших тестирование россиян (650 тыс. человек в 46 регионах). По ее словам, иммунитет лучше всего формируется у детей.
Татьяна Бескаравайная
medvestnik.ru