Возможность дистанционного установления диагноза без предварительного очного осмотра при дистанционном взаимодействии медработников с пациентами несет существенные риски как для пациента, так и для врача. В связи с этим Минздрав не может согласовать предложенный Минэкономразвития законопроект, направленный на расширение возможностей применения телемедицины. Об этом говорится в письме заместителя министра здравоохранения Павла Пугачева от 11 июня (есть в распоряжении «МВ»).
Законопроект Минэкономразвития, по сути, предлагает дать телемедицине зеленый свет. В частности, разрешить дистанционно ставить диагноз и назначать лечение пациенту без предварительного очного осмотра, а также корректировать ранее назначенное лечение не только лечащему врачу. Новеллы направлены на повышение доступности и удобства получения современной медицинской помощи вне зависимости от места проживания граждан, говорится в пояснительной записке к документу. Исключение необходимости очных визитов в медицинские организации особенно актуально в условиях распространения в России новой коронавирусной инфекции, считают авторы законопроекта.
Документ содержит также предложение увеличить число вариантов идентификации и аутентификации участников при оказании телемедицинской помощи (биометрические данные, усиленная квалифицированная электронная подпись, сведения от операторов подвижной радиотелефонной связи и другие, установленные правительством) и подтверждения согласия на медицинское вмешательство с использованием любого способа, позволяющего достоверно определить лицо, выразившее свою волю.
Однако Минздрав с революционными поправками не согласен. В ответе ведомства предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, расширяющие возможности применения телемедицинских технологий, названы преждевременными в первую очередь из-за сопряженных с этим рисков для врача и пациента.
«В части вопроса о расширении способов идентификации и аутентификации при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий отмечаем, что предложения нуждаются в дополнительной проработке, в том числе в части вопроса аутентификации с использованием «любого способа, позволяющего достоверно определить лицо, выразившее свою волю», — указывает в письме Пугачев.
Необходимо точно прописать, что подпадает под понятие «любым способом», а также гармонизировать представленные предложения в части действующего законодательства о соблюдении врачебной тайны, к которой относятся сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, считает зам. министра.
Екатерина Погонцева
medvestnik.ru