Фото: unsplash.com
Экономисты крупнейших вузов и члены Общественной и Торгово-промышленной палат проанализировали проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, который был внесен правительством в Госдуму в конце сентября. Специалисты раскритиковали заложенное в документе сокращение расходов на здравоохранение. Они обратили внимание на рост смертности и возможные риски усиления пандемии коронавируса.
Отзывы экспертов Института экономики Российской академии наук, Высшей школы экономики, Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и др. размещены на официальном портале Госдумы.
Российский экономический университет
В условиях сохраняющихся рисков усиления мировой пандемии коронавируса следует крайне негативно оценить абсолютное и относительное сокращение за трехлетний период расходов по разделу «Здравоохранение» (на 124 млрд руб., или на 9,2%, с одновременным сокращением их доли в ВВП с 1,1% в 2021 году до 0,8% в 2024), считают эксперты РЭУ. По их мнению, угроза распространения коронавирусной инфекции предполагает утверждение финансирования сферы здравоохранения не ниже объемов 2020—2021 годов.
Специалисты указали, что преждевременное снижение финансирования в условиях продолжающейся мировой пандемии может негативно отразиться на ее преодолении и «обеспечении стратегически важной задачи по народосбережению». «Необходимо не только сохранить стимулирующие выплаты медицинскому персоналу на уровне 2021 года, но и увеличить расходы на реализацию противоэпидемиологических мер, в т.ч. на инвестиции, связанные с дальнейшей разработкой противовирусных вакцин», — говорится в заключении.
Эксперты напомнили, что в подготовленных ранее заключениях на проекты федерального бюджета они уже говорили о необходимости увеличения расходов на здравоохранение и образование. Это способствовало бы росту продолжительности жизни населения, продолжительности его активной трудовой деятельности, а также росту количества работников с высшим образованием и увеличению средней заработной платы.
«Считаем, что снижение финансирования по разделу «Здравоохранение» в законопроекте и сохранение его на текущем относительном уровне делает труднодостижимой реализацию целей национального развития, обозначенных в указе Президента России, даже к 2030 году», — резюмируют экономисты.
Экономический факультет МГУ
Специалисты МГУ также обратили внимание на то, что «продолжающийся пандемический кризис и крайне избыточная смертность в России» остаются «без должной реакции бюджетной политики». «В свете рекордных показателей избыточной смертности в России по сравнению с большинством стран мира необходимо не сокращение расходов на здравоохранение по сравнению с пандемийным пиком, а, как минимум, сохранение на том же уровне», — отмечают они.
Высшая школа экономики
В ВШЭ напомнили об утвержденном федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022—2023 годов (Закон № Э85-ФЗ от 08.12.2020), которым было предусмотрено сокращение расходов в 2021 году по сравнению с фактическими расходами 2020 года на 16% и их медленное снижение в последующие два года. Они связывают это с тем, что власти ожидали преодоления эпидемии в текущем году, но «фактические показатели заболеваемости и смертности от новой коронавирусной инфекции на протяжении года вплоть до настоящего времени свидетельствуют о том, что эпидемия еще далека от завершения».
«Даже если эпидемия новой коронавирусной инфекции будет остановлена в 2022 году, последствия для здоровья граждан от снижения доступности медицинской помощи при неинфекционных заболеваниях, имеющие место в период этой эпидемии, будут проявляться в последующие годы, и для их преодоления потребуются дополнительные расходы на профилактику обострений, лечение заболеваний и реабилитацию пациентов», — подчеркивают экономисты ВШЭ.
Институт экономики РАН
Специалисты исследовательского института РАН обратили внимание на то, что даже на фоне «открытой войны с пандемией коронавируса» гораздо более значительные суммы направляются на «закрытую подготовку к укреплению национальной обороны». Доля расходов на «Национальную безопасность и правоохранительную деятельность» по отношению к ВВП на протяжении всех трех лет выше расходов на «Здравоохранение» на 1,2% (в 2022 — 2,1%, в 2023 и 2024 – 2,0% против 0,9 и 0,8% соответственно).
«Поскольку угрозы здоровью населения актуализировались в связи с весьма вероятным продолжением пандемии в 2022 году, особое внимание требует национальный проект «Здравоохранение» и программы развития здравоохранения, не включенные в состав данного национального проекта», — подтверждают в РАН позицию других экспертов.
ОП и ТПП
В Торгово-промышленной палате (ТПП) сочли «вызывающим сомнение» запланированное авторами проекта бюджета расходов на здравоохранение в предстоящем бюджетном цикле. В объединении отметили, что снижение доли расходов раздела «Здравоохранение» по отношению к ВВП противоречит рекомендации Всемирной организации здравоохранения выделять на медицину не менее 5% ВВП.
«В условиях сохраняющейся пандемии коронавируса, роста смертности от нее, с одной стороны, а также хронического недофинансирования сферы здравоохранения в периоды бюджетной консолидации, с другой стороны, сокращение расходов по указанному направлению противоречит задаче народосбережения в рамках концепции национальной безопасности РФ», — уверены специалисты ТПП.
Общественная палата (ОП) назвала «неоправданным» уменьшение финансирования важнейших национальных проектов «социального блока» — здравоохранения и образования. «В результате по затратам на здравоохранение Россия окажется на одном из последних мест среди развитых стран мира», — говорится в ее заключении.
Александра Трифоноваmedvestnik.ru