Известный алхимик Джабир ибн Хайян (Гебер, 721–815 гг.) из Багдада утверждал о возможности получения эликсира долголетия. Джабир оставил один из самых простых и доступных рецептов долголетия: «Надо только найти жабу, прожившую десять тысяч лет, затем поймать летучую мышь тысячелетнего возраста, высушить их, истолочь и растереть в порошок, растворить его в воде и принимать каждый день по столовой ложке». Чем не протокол из области молекулярной генетики и сравнительной биогеронтологии?
Другой арабский мыслитель, врач и поэт Абу Али
Кто стар, тому болезнь повсюду мнится:
Теряет быстро силы поясница.
Желудок слаб и, чтобы не страдать,
Едой нельзя его утяжелять.
Умеренность во всем, душе — покой,-
Полезен старикам режим такой.
Желчь изгонять не следует у них,
Она — лекарство, бодрости родник.
На склоне лет разумнее всего
Поддерживать умело естество. <…>
Запомни: что полезно молодым,
То в старости быть может роковым.
Лечи болезнь, пока она снаружи,
Загонишь внутрь — больному станет хуже.
Пусть тело врач маслами разотрет:
Полезны старику массаж и пот.
Лекарства разрушают постепенно:
Лекарств остерегись, корми отменно.
http://www.
В средневековой Европе идеи о продлении жизни завладели, прежде всего, умами алхимиков. Идею достижения бессмертия алхимики ставили на почетное второе место после превращения любого металла в золото. Поскольку из алхимии выросло все современное естествознание (физика, химия и биология), породившее современные технологии и, осмелюсь предположить, политическое устройство, можно считать, что идея обретения бессмертия на ранних этапах явилась двигателем всей западной цивилизации.
Преподаватель Парижского и старейшего Оксфордского университета, алхимик и философ Роджер Бэкон (примерно 1214 — 1294 гг.) был приверженцем экспериментальной, а не схоластической науки. Вопреки канонам того времени он полагал основной целью познания увеличение власти человека над природой. Он считал продолжительность жизни современного ему человека слишком короткой, отклонением от нормы, причина которого — неправедный образ жизни. Согласно Бэкону, со времен библейских
Знаменитый ученый, алхимик и врач Арнольд из Виллановы (1235–1311) исследовал явление старения организма и роль диеты в поддержании здоровья. Он написал знаменитый целительский стихотворный трактат «Салернский кодекс здоровья», обобщающий основные медицинские знания того времени и излагающий «рецепт долголетия». Привожу выдержки из этого трактата в переводе профессора
http://www.taoktagon.narod.ru/salernsk.htm
Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,
тягость забот отгони и считай недостойным сердиться.
Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным
бодрствовать после еды, полуденного сна избегая. <…>
будешь за этим следить — проживешь ты долго на свете.
Если врачей не хватает, пусть будут трое врачами твоими:
веселый характер, покой и умеренность в пище. <…>
Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,
в меру туда и сюда походи, потянись, расправляя члены свои.
Причешись и зубы почисти.
Всё это ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.
Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлаждения бойся.
Источников гладь и трава — глазам утешенье;
утром на горы свой взор обрати, а под вечер — на воды.
Кратким пусть будет полуденный сон или вовсе не будет.
Боль головную, катар, лихорадку и сильную слабость —
всё за полуденный сон ты получишь себе непременно. <…>
Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.
Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.
Ты за еду никогда не садись, не узнав, что желудок
пуст и свободен от пищи, какую ты съел перед этим. <…>
Воздух да будет прозрачным и годным для жизни и чистым. <…>
Квашеный хлеб, хорошо пропеченный и в меру соленый,
чистый, здоровье дает, а иной никуда не годится. <…>
Вредно весьма запивать то, что ешь за обедом, водою.
Холод возникнет в желудке, а с ним несварение пищи. <…>
Следует пить за едою немного, но часто при этом.
Хочешь поменьше болеть — между блюдами пить не годится.
Чтобы вреда избежать, ты с питья начинай насыщенье. <…>
Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету.
В случае крайнем диету лишь только менять допустимо.
Нам Гиппократ говорит, от чего приключается гибель.
Высший закон медицины — диету блюсти неуклонно:
будет леченье плохим, коль забудешь, леча, о диете. <…>
Как мы увидели в предыдущем разделе истории геронтологии, мечта о бессмертии столь же древняя, как разум человека. Однако ни одна область мысли, пожалуй, не дискредитировала себя таким количеством обманов. Оставив в стороне легендарных личностей, якобы достигших физического бессмертия, вспомним о личностях исторических.
Ученик Арнольда алхимик и философ Раймунд Луллий (
Николя Фламель (1330 — 1418 гг.), являясь переписчиком книг и писарем, а позднее владельцем книжной лавки в Париже, познакомился с трудами алхимиков и каббалистов, что подвигло его к самостоятельному овладению алхимией. Внезапное богатство и долголетие породили легенды, что Фламель изобрел философский камень и эликсир бессмертия, а кончину свою и жены инсценировал, поменяв место жительства. Спустя два столетия могилу известного алхимика вскрыли, но тело не обнаружили. Загадка Фламеля до сих пор будоражит умы благодаря литературной обработке (Виктор Гюго «Собор Парижской Богоматери»; Александр Дюма «Жозеф Бальзамо»; Герман Гессе «Нарцисс и Гольмунд»; Дэн Браун «Код да Винчи»; Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»).
Весь обман великого швейцарского врача и алхимика Теофраста Парацельса (1493–1541), якобы создавшего эликсир бессмертия, состоит лишь в том, что в отличие от других перечисленных выше «изобретателей» он умер в относительно молодом возрасте, возможно от рук
Известный дипломат, алхимик и авантюрист граф де
Современник
Перейти к части 3