Бессознательный страх смерти возникает у ребенка уже в момент рождения. Есть он и у животных. Страх смерти играет важную биологическую роль: наравне с болью он будит инстинкт самосохранения, заставляющий избегать опасности или спасаться от нее. Однако у человека, как у разумного существа, имеется осознание собственной смертности. Как писал Борхес, «кроме человека, все живые существа бессмертны, ибо не знают о смерти». Ребенок начинает осознавать свою смертность в конце дошкольного возраста, а то и раньше.
Понимание бессилия перед лицом смерти вступает в противоречие со страхом смерти и бессознательным желанием спасти свою жизнь. Как говорил основатель современной геронтологии И. И. Мечников, «наше сильное желание жить находится в противоречии с немощами старости и краткостью жизни. Это — наибольшая дисгармония человеческой природы». Это несоответствие вызывает альтернативные психологические реакции — адаптацию или конфронтацию.
Можно сформулировать правило психологии: разумное существо не может развиваться с постоянными мыслями о смерти. О смерти можно забыть, не думать о ней, либо отрицать ее. К формам психологической адаптации можно отнести также смирение с неизбежностью смерти, веру в продолжение «жизни после смерти» или что смерть можно «обмануть», уверенность в пользе смерти — это «справедливое наказание», «кара за грехи», «эволюционная необходимость», «двигатель прогресса». Апологии смерти посвящена обширная религиозная, философская и художественная литература, шедевры кинематографа. Некоторые психологи, например С. Белоусов, напротив, считают, что лишь преодолев страх смерти, человек начинает жить полной и подлинной жизнью.
Конфронтация с фактом смертности — также естественное для человека явление. Как видно из представленной таблицы, желание побороть причины смерти, наравне с желанием улучшить качество жизни, возникло у древнего человека и стало основным двигателем прогресса.
Период
|
Причины смерти
|
Способы противодействия
|
Прошлое
|
Голод
|
Собирательство, охота, животноводство и
|
растениеводство
|
Переохлаждение
|
Одежда, огонь, жилище
|
Травмы, паразиты, инфекции
|
Народное врачевание, классическая медицина
|
Настоящее
|
Сердечно-сосудистые заболевания, рак
|
Современная медицина
|
Старение
|
Клиническая и биогеронтология, трансплантология,
|
регенеративная и наномедицина, генная инженерия
|
Несчастные случаи
|
Совершенствование социальной и производственной
|
инфраструктуры
|
Первые люди, вероятнее всего, редко доживали до старости в современном ее понимании. Средняя продолжительность жизни первобытного человека, как установлено по найденным костным останкам, составляла 36 лет. Однако когда первые три группы причин смерти стали успешно преодолеваться, люди все чаще доживали до старости и срок ее наступления постепенно отодвигался. Автор первой возрастной стратификации, древнегреческий врач Гиппократ (460 — 377 гг. до н. э.) согласно традиции своего времени считал, что старость наступает к 43 годам, а 64 года свидетельствуют о долголетии. Согласно современной возрастной периодизации, предложенной ВОЗ, старческий возраст наступает в 75 лет, а долголетие — после 90 лет. Таким образом, за последние 2 тысячи лет прогресс развития цивилизации сдвинул виртуальную границу старости на 30 лет.
Первые средства от старости начали изобретать представители древних цивилизаций, обнадеженные ранними успехами врачевания. Это нашло отражение в мифологии многих народов: напиток бессмертия сома у персов и индийцев, напиток богов амброзия и вечно молодая волшебница Медея у греков, воскрешение Гора богиней врачевания Изидой у египтян, живая вода в русских сказках. Использование в попытках омоложения трав (лотос, хризантема, чеснок, ладан) и минералов (сера, селитра, жемчуг, золото, серебро, ртуть) зафиксировано в письменных источниках древнего Шумера, Египта, Индии, Китая.
Одним из наиболее ранних (2100–2000 до н. э.) письменных «геронтологических» свидетельств считается фрагмент из эпоса о шумерском царе Гильгамеше. Томимый страхом смерти, Гильгамеш отправляется на поиски бессмертия. Он разыскивает древнего героя и предка всего человечества Утнапишти, построившего ковчег и спасшего себя и все живое от потопа. За свой подвиг Утнапишти был наделен богами бессмертием. По совету предка на дне моря Гильгамеш разыскал цветок, благодаря которому «старик становится юным». Он решил провести испытания действия цветка на своем народе и в случае успеха стать молодым самому. Однако Гильгамеш был неосторожен, и на пути в родной город Урук цветок был украден и съеден злой змеей, которая тут же «омолодилась», сбросив кожу. По возвращению домой Гильгамеш упрашивает богов о встрече с тенью умершего друга Энкиду, который рассказывает ему о неотвратимом ужасе смерти:
Смотри! Друг, которого ты обнимал в радости сердца —
Черви его пожирают, как истлевший саван.
Моё тело, которого ты касался в радости сердца,
В пыль и прах превратилось,
В прах и тлен, в прах оно превратилось.
http://youryoga.org/article/old_age/shumerskie_teksty.htm
В древнейших индийских ведических гимнах «Ригведах», а также в иранской «Авесте» упоминается о божественном «нектаре бессмертия» (амрите, соме, хауме). В важнейшей книге древнеиндийской медицины «Сушрута-самхита» старение перечислено среди основных «причин» нарушения естественного равновесия, ведущих к болезням. Поскольку в индийской медицине старость то же самое, что и болезнь, одна из задач Аюрведы (в дословном переводе «знание о долголетии») — предотвращать процесс старения. Седьмой раздел Аюрведы «Джара-чикитса» («Расаяна-чикитса») полностью посвящен гериатрии и раскрывает причины старения и методы омоложения. Она предписывает пожилому человеку определенные правила поведения, диету (питание один раз в день) и прием многокомпонентного лекарства (чаванпраша). В отличие от современных диетологов, по мнению авторов «Аштанга Хридайя Самхиты» (IV в. н. э.), замедлить старение может употребление топленого коровьего масла с добавлением специй.
Китайцы верили, что в восточном океане, на волшебных островах Фанчжан и Пэнлай, живут бессмертные, которые для поддержания физического бессмертия используют особые травы, произрастающие только там. В III в. до н. э. император Цинь Шихуан-ди снарядил в те края морскую экспедицию, которая так и не вернулась. Поэт Цао Чжи (192–232 гг.) в стихотворении «Бессмертие» писал о тех землях:
Открыты мне Небесные врата,
Из перьев птиц я надеваю платье;
Взнуздав дракона, мчусь я неспроста
Туда, где ждут меня мои собратья.
Лечу вперед, к восточной стороне,
К стране бессмертных у границ Пэнлая
Ты снадобье прими, сказали мне,
И будешь вечно жить, не умирая.
Как отмечал еще Фрэнсис Бэкон, «древние, по-видимому, не смотрели безнадежно на возможность найти средства и способы отдалить наступление старости и продлить жизнь; наоборот, они всегда относили такие средства, скорее, к разряду тех, которые люди, однажды получив, потеряли и погубили по своей лености и легкомыслию, а не тех, которые вообще недоступны для человека и никогда не будут ему дарованы».
В IV—III вв. до н. э. в Китае формируется религиозно-философское учение даосизм. Основной целью даосизма являлось достижение физического бессмертия (сяньсюэ). Даосы не предполагали бессмертия души в отдельности от тела. Учение о бессмертии даосов включает в себя гимнастические и дыхательные упражнения, дао любви, медитацию и алхимию. В самом древнем трактате китайской медицины «Хуанди нэйцзин» («Трактат желтого Правителя о внутреннем», 221 г. до н. э.) в качестве средства от старения предлагается дыхательная гимнастика: «В глубокой древности были истинные люди, которые поднимали и вели Небо и Землю, брали и владели инь и ян, выдыхали и вдыхали чистую ци, независимо стояли, сохраняя дух-шэнь; мышцы и плоть у них как одно, потому они могли жить долго, попирая Небо и Землю». Даосская алхимическая традиция была нацелена исключительно на поиск способов достижения физического бессмертия. Китайские алхимики верили в возможность создания Великого Снадобья, Киноварного эликсира, Золотой Пилюли. Трактат «Баопу цзы» («Мудрец, объемлющий первозданную простоту») алхимика Гэ Хуна (280–340 гг. н. э.) являлся настоящим «учебником» по изготовлению даосской пилюли бессмертия, в состав которой входили такие «полезные» компоненты как амальгама, золото, мышьяк, ртуть, сера, толченые минералы, сушеная кровь некоторых животных. Очевидно, что прием такого «снадобья» мог избавить не только от старения, но и от самой бренности жизни. Другой древний алхимик Сун Сымяо (VI—VII вв. н. э.) в трактате «Канон о поисках эликсира бессмертия» («Дан дзин») описал омолаживающее средство собственного изготовления, содержащее определенные травы и минералы.
В отличие от приверженцев даосизма, древние греки и римляне считали, что существует предел продления жизни, поэтому можно лишь попытаться избежать тяжелых болезней старости. Учение греков о старости получило название «герокомика». Старение рассматривалось как потеря тепла (Гиппократ, Аристотель) и влаги (Гален), для сохранения которых рекомендовалась умеренная диета, физические упражнения, массаж и горячие ванны.
Отец медицины Гиппократ (460 -377 гг. до н. э.) утверждал, что старение ускоряется неумеренностью в пище и недостаточным пребыванием на свежем воздухе. В своем труде «Афоризмы» он повествует: «у стариков остается мало теплоты; поэтому они довольствуются малым питанием, ибо от избытка последнего теплота легко бы исчезла». Таким образом, он призывал к соблюдению в пожилом возрасте ограничительной диеты. Он отмечал, что стариков труднее лечить, а также составил подробный список ассоциированных с возрастом болезней: «У стариков: затруднительность дыхания, катары с кашлем, странгурии, дизурии, болив суставах, нефриты, головокружения, апоплексии, кахексии, зуды всего тела, бессонницы, истечения из желудка, из глаз и из носа, амблиопии, катаракты и тупость слуха». Высказывая справедливую мысль, что болезни старости имеют хроническую форму, он прибегает почти к черному юмору: «у стариков меньше болезней, чем у молодых, но эти болезни уже на всю жизнь».
http://lechebnik.info/611/23.htm
Отец науки Аристотель (384–322 до н. э.) посвятил геронтологии свой труд «О юности и старости, о жизни и смерти», где полагал, что причиной старения является расходование «природной теплоты», или выражаясь современным языком — замедление энергетического метаболизма. Средоточием такого тепла он считал сердце, а переносчиками — кровеносные сосуды.
http://ebooks.adelaide.edu.au/a/aristotle/youth/
Римский врач Клавдий Гален (129–199 гг.) составил подробный перечень советов для пожилых и старых людей («Gerocomica»), уделив основное внимание диете.
Римский врач Авл Корнелий Цельс (ок. 25 до н. э. — ок. 50 н. э.) оставил после себя ряд замечательных высказываний, в одном из них он связывает физическую нагрузку и сохранение молодости: «Бездействие ослабляет тело, а труд укрепляет: первое приводит к преждевременной старости, а последний удлиняет молодость». Римский философ-стоик Сенека (4 г. до н. э.- 65 г. н. э.) подчеркивал, что «старость — неизлечимая болезнь». Другой римский мыслитель, Марк Туллий Цицерон (106–43 до н. э.) в диалоге «О старости» («De senectute») говорил, что человек, оттачивающий всю жизнь свой ум и достоинства характера, замедляет свою старость, кроме того он обретает приятные воспоминания об интересно прожитой жизни и добрую память о себе.
http://ancientrome.ru/antlitr/cicero/phil/senectute.htm
Перейти к части 2